Неделю назад, вчера, сегодня — мир новостей бурлит сообщениями об акциях протеста водителей грузовиков, проходящих в разных регионах России. Что за грузовики, что за акции протеста и что за «Платон» стоит за этим, давай попробуем разобраться вместе со мной.

«Мы убьем вас не сегодня, мы убьем вас послезавтра»

Сегодня и вчера с коллегами по работе мы обсуждали введённую правительством РФ оплату за провоз грузов по федеральным трассам в большегрузных автомобилях массой более 12 тонн. С 15-го ноября все фуры будут ездить по дорогам страны за деньги: размер этих сборов до 29 февраля 2016 года составит 1,53 рубля, а затем (до конца 2018 года) — 3,06 рубля за 1 км. В последствии тариф будет увеличен [как минимум] до 3,73 руб.

Инфраструктуру для взимания платы будет создавать коммерческая структура «РТ-Инвест транспортные системы», учрежденная специально для этих целей, её доля принадлежит государственной корпорации «Ростех», которой руководит «берлинский» друг Владимира Путина, и куда не так давно устроился доить россиян работать бывший подследственный министр обороны А. Сердюков. Система дойки денег получила название «Платон» (сокращённо от слов «плата за тоннаж» — прим. themajor).

Если учесть, что охват системы взимания платы сейчас распространяется в среднем на 50800 км федеральных автомобильных дорог, ты можешь подсчитать, уважаемый читатель, скорость взимания денег в пользу Игоря Ротенберга (совладельца РТИТС), вора в законе Сердюкова, и старого друга ВВП: (50800 км) х (2 фуры на 1 км) х (1,53 руб.) х (80 км/ч) х (8 рабочих часов) = 99.486.720 руб. в сутки (или 1157 руб. в секунду). А с 29 февраля 2016 года эти цифры должны увеличиться вдвое…

Председатель Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев считает, что фактически перевозчикам сказали: «Ребята, мы убьем вас не сегодня, мы убьем вас послезавтра». В Росавтодоре происходящему дали свою оценку: «Реальных предпосылок для гиперинфляции нет». Следом за ними новость подхватили СМИ и сообщили, что собираемые средства (примерно 4/5 части) будут потрачены на ремонт федеральных дорог, разбиваемых грузовиками, а около 1/5 части от суммы сбора уйдёт в РТИТС.

Вы верите в то, что 100 миллионов рублей ежесуточного (!) дохода будут уходить на ремонт дорог, а не в карман какому-нибудь «своему человеку»? Пока такие люди, как Толик Сердюков, работают на государство, я не буду верить ни в один проект этого самого государства. Как не верю в импортозамещение, а также в то, что ракеты с «Восточного» космодрома полетят весной предстоящего года. (Помнится мне, что они должны были стартовать уже в минувшем октябре.)

О «предпосылках» к инфляции и росте цен

С оценкой Росавтодора насчёт «отсутствия предпосылок», как ни странно, часть моих коллег согласилась, другая часть, напротив трезво оценила новшество и дала свой прогноз росту цен — 10-15%. Откуда цифры? Я напомню читателю, что сегодня значительная доля грузов по России и между странами доставляется на склады логистических центров в большегрузных автомобилях (в фурах). Это быстро и удобно — груз приходит практически на адрес получателя, чего не скажешь о железной дороге.

Однако, по данным Росавтодора, доля продовольственных товаров, перевозимых 12-тонниками, составляет лишь 3,8%, а основную часть перевозок составляют строительные и другие «инертные материалы». Так Росавтодор пытается убедить наивных в том, что из-за введения платы для фур продукты питания не подорожают. (Увы, но даже в моём коллективе нашлись такие, кто верит в подобное.) Уважаемые, а кто доставит с фабрики картон или бумагу к кондитерам, а банки-склянки кто отвезёт на пищевые комбинаты, а поддоны и пиломатериалы для них, на которых эти самые банки-склянки, а затем и готовые консервы поедут в кабаевский «Магнит»? По воздуху что-ли, эти самые «инертные материалы» перемещаться будут, сами?

Теперь о разнице в стоимости перевозок. Примеров можно приводить массу, я ограничусь двумя. Первый — про людей. Сегодня проезд пассажира в плацкартном вагоне поезда «Москва — Липецк» стоит в среднем 1300 руб. (от 1150 руб. за боковые до руб. 1550 за нижние места). Семье из 3 человек поездка по железной дороге обойдётся в 3900 руб. (про купе молчу, про СВ вообще не заикаюсь). Проезд на междугороднем рейсовом автобусе [в конце лета] по тому же маршруту стоил 800 руб. (2400 руб. на семью), на легковом автомобиле всего 1500 руб. за троих. Второй пример — про грузы. Отправка контейнера с грузом по железной дороге из Кирова в район космодрома «Восточный» минувшим летом стоила 129 000 руб., наёмной фурой тот же самый груз мы успешно доставили за 100 000 руб. Почувствуй разницу.

Отказ же от фур и переход на использование малотоннажных грузовиков (ГАЗелей, «Бычков», «КаМАЗов» и им равных) для перевозки товаров и грузов по межгороду не выгоден, это известно всем, поэтому такой вариант в больше мере увеличит расходы перевозчиков и цену для конечных потребителей, чем вводимая система сбора денег «Платон».

Итак, индивидуальные предприниматели — водители фур, с которыми работает моя компания, уже оценивают новый сбор в 14-16 тыс. руб. дополнительных расходов ежемесячно (исходя из расчёта 9000-10000 км пробега), транспортные компании вовсе закладывают по 30-40 тыс. руб. за каждую машину.

Так кто убивает грузоперевозчиков, наживаясь на фурах?

Недавнее ужесточение контроля за весовыми параметрами грузовых автомобилей изменили жизнь не только перевозчиков, но и множества их клиентов. В то время, пока грузоперевозчики начинают забастовки, производители строительных и «инертных материалов», как назвали их в Росавтодоре, останавливают свои и без того простаивающие в кризис предприятия, строительство объектов и отгрузки товаров замедляется. Надеюсь всем известно, что любой производитель или барыга-перекупщик закладывает в стоимость продукции расходы на его доставку.

Всё это привело к увеличению стоимости доставки. В результате подскочили и цены на перевозимые товары. Таковы первые последствия новых правил перевозки грузов автотранспортом. Но не будем забывать о предстоящем введении платы за проезд грузовиков по федеральным трассам. После официального ввода в работу системы сбора денег за тоннаж, «Платон» приступит к выкачиванию последних оставшихся у россиян средств.

А пока давай посмотрим, с чьей лёгкой руки творится этот дорожно-денежный беспредел с поборами (что на улицах Москвы, что в целом по России), ведущий к инфляции, и в чьи карманы сливаются наши с тобой — покупателей — отнюдь не лишние рубли. Рост цен на топливо не будем брать в расчёт.

Изучая информацию о системе «Платон» в Википедии, я буквально упёрся взглядом в следующую фразу: «По заказу Министерства транспорта РФ была проведена независимая научно-исследовательская работа с экономическим обоснованием введения тарифа…»

Эти слова очень напомнили ситуацию с устройством платных парковок по всей Москве, когда столичный департамент транспорта ссылаясь на некие «исследования и изучения», ввёл денежные сборы фактически за воздух, а результате на митинги протеста против «высасывания денег ни за что» вышли люди. А введённые штрафы, запрет на въезд в столицу и устройство пропускной системы для проезда грузовиков по МКАДу помните, кто устроил эти поборы не забыли? (Нам тогда обещали, что грузовиков на МКАДе больше не будет.) Нынешний глава Департамента транспорта города Москвы Ликсутов и придумал эти новшества. Кто он? Выходец из РЖД. (Про устройство платных туалетов в московском метрополитене напомнить, кто там у руля в тоннелях? Дима Пегов, РЖД-шник.)

Но ни платные парковки, ни пропуска на МКАД ничего не изменили, они лишь накалили атмосферу социального бытия: все большегрузы или получили официальные пропуска или купили их в том же столичном Дептрансе, никуда фуры со МКАДа не исчезли и продолжают создавать заторы, ещё и общественный транспорт дополняет этот коллапс тем, что не соблюдается расписание движения (на маршруте можно простоять полтора часа в ожидании отъезда, а можно и увидеть сразу три автобуса).

Итак дороги шире не стали, парковки из бесплатных стали платными, общественный транспорт безобразен, а грузовики, пробки и машины вдоль обочин остались там, где и были. Лишь один Ликсутов подсчитывает бабло, текущее ручьём в его карман из паркоматов в то время, как наивные москвичи верят всем заявлениям об «улучшениях», «ускорениях» и «разгрузке улиц». Откровенная ложь за наши деньги.

Платная парковка в Москве на улице Щипок

Нынешний совладелец корпорации «РТ-Инвест транспортные системы» (25% акций — это тебе не хрень!) по фамилии Ротенберг — ещё один выходец из РЖД.

Ты не заметил странных совпадений во всех новых сборах, которые появляются в сфере автотранспорта после того, как туда попадают железнодорожники? Замашки Якунина, что-ли не могут отбросить, не пойму? Каждый хочет что-то, да урвать?  И этот сбор дани с 12-тонников — ещё один лживый проект под прикрытием «улучшений» и «развития».

Посмотрим, кто подписал документ, давший жизнь «Платону»? Дмитрий Медведев. А кто у него протеже? Нынешний министр транспорта Максим Соколов. А кто лучший коллега Соколова? Нынешний глава РЖД Олег Белозеров. А откуда взялся держатель 25% акций РТИТС Ротенберг? Из РЖД. Такая прям (ну вообще случайная!) цепочка удобных знакомств, пригодная для реализации собственных идей, бизнес-планов и помощи друзьям.

Я не сомневаюсь в том, что введение сборов за проезд 12-тонных грузовиков по федеральным дорогам было пролоббировано руками «железнодорожников». Тем более, что грузоперевозки РЖД сегодня в упаде, и их нужно срочно поднимать. «Ишь ты, конкуренты, разъездились тут с грузами на дешёвых фурах!» Не на пустом же месте в январе 2013 года главный редактор «Русской службы новостей (РСН)» Сергей Доренко в прямом эфире своей радиостанции заявил: «Все думают, кто за Сердюковым? Я отвечаю — Якунин. Потому что превратить прибыльную компанию в убыточную нелегко. Для этого надо вывести активы каким-то образом в «дочек», отдать прибыльные контракты всевозможным левым компаниям — большая работа».

А вообще я не припомню, чтобы ранее отменили транспортный налог на автомобили. Почему бы за счёт него не ремонтировать дороги, но при этом меньше воровать и закладывать на откаты? Причём здесь новый сбор, эффективность которого мы вряд ли когда-то оценим? Ведь если исходить из моих скромных подсчётов, дороги в России уже на следующий день после запуска «Платона» можно начинать ремонтировать, покрывая асфальто-бетоном, произведённым и завозимым из Германии! Но сдаётся, что по разным причинам и под разными предлогами деньги на дороги не попадут.

* * *

Во время своего назначения на должность Белозёров поблагодарил Медведева за доверие и добавил, что «железные дороги в целом отражают состояние нашей страны». А если принять во внимание, в какой заднице сегодня находится РЖД с их организацией грузовых и пассажирских перевозок, то читателю не составит труда догадаться, в каком месте (тела мира) находится наше государство… И поверьте, железнодорожники, которые нынче кормятся у власти, организовывая на скорую руку разные поборы, сделают с автомобильными грузоперевозками то же самое, что сделали с «железнодорожным отражением страны»: будет развалена и эта инфраструктура.

Как говорил один известный мне человек: «Собака лает, а караван идёт!» Так что сколько бы ни проводили свои забастовки водители большегрузов, сколько бы ни писали об этом СМИ и блогеры, решение принято, и уже никто не убедит Ротенберга, равно как и Ликсутова в том, что нельзя так в наглую собирать деньги с граждан России. Тем более, что россияне сегодня — забитые олигархами терпилы, для которых действуют свои, отдельные законы, а для подобных «сердюковым» — другие, где всё можно. Да и подпись под запуском «Платона» поставлена на самых «верхах».

Так что отложите споры и дебаты, и просто готовьтесь к повышению цен, ведь «предпосылок для гиперинфляции нет». Не до тебя сейчас, читатель, все заняты спасением своих шкур и пополнением банковских счетов.

themajor