Минувшая неделя, которая принесла в разные регионы России проливные дожди и подтопления в городах, стала настоящей проверкой на «вшивость», на жадность и коррумпированность местных властей, на организацию работы подчинённых им городских служб. В результате разгула стихии пострадали тысячи домов и автомобилей, объекты инфраструктуры, погибли люди.
За несколько минувших дней на территории Ставропольского края, Смоленской, Брянской, Курской и Калужской областей прошли ливневые дожди. Ранее, в среду в Липецке выпало более половины от месячной нормы осадков. В тот же день из-за ливней с градом режим чрезвычайной ситуации был введен в шести поселках Мостовского и Лабинского районов Краснодарского края. Грозы с ливневыми дождями и шквалистым ветром обрушились также на Свердловскую область. Почти месячная норма осадков выпала за несколько часов в Курске и Воронеже.
Уважаемые представители администрации городов, я понимаю ваши нынешние трудности и почти готов согласиться с недостатком бюджетных средств, но НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ МНЕ о своих проблемах. Принятие мер по обустройству города — это ваши должностные обязанности, которые зачастую определены в Уставах городских округов, а недостаток средств на содержание и ремонт дорог — это ваше упущение в работе.
Это было отступление. А теперь про «вшивость»…
То, что случилось — затопленные проливными дождями улицы, дороги и тоннели, плавающие автомобили и люди на лодках — закономерный итог так называемой «экономии». Экономии, вымышленной с целью покрыть расходы на откаты при государственных закупках и контрактах, ну а сэкономленное потратить на домработниц, шлюх, рестораны и личных водителей. Экономия на средствах при строительстве, на наёмной рабочей силе, на квалификации рабочих и управляющих компаний, на качестве и количестве строительных материалов, привела к тем последствиям, которые мы сегодня видим и слышим в новостях:
Как российские города уходят под воду
Буквально пару часов назад ТАСС сообщил, что дороги Москвы [в очередной раз] «сильно подтоплены из-за осадков».
Ранее, 21-го июня в столице случился настоящий транспортный коллапс из-за дождика, пролившегося с небес. Прочёл в новостях: «За день 21 июня в Москве выпало [аж] более 50% месячной нормы осадков». А как же Липецк, где всего за 2 часа с неба вылилось около 30% месячной нормы! Курск: 80% за 2 часа. Воронеж: 40% за 1 час!!! Бедненькие москвичи.
Потоп в Курске
21 июня: за два часа выпало более 80% месячной нормы осадков.
Потоп в Липецке
24 июня: за два часа выпало около 30% месячной нормы осадков.
Потоп в Воронеже
Сильный ливень, обрушившийся накануне вечером на Воронеж, затопил 53 дома и стал причиной провала грунта, 37 автотранспортным средствам требовалось деблокирование и буксировка из низменных мест. На пульт единой дежурно-диспетчерской службы поступило в общей сложности более 200 звонков с просьбами о помощи. Есть погибшие люди.
26 июня: за 1 час выпало около 40% месячной нормы осадков.
К ликвидации последствий ливня 25 июня привлекались более 100 человек и 28 единиц техники.
Потоп в Сочи
Город едва не смыло. Затоплены оказались аэропорт, железнодорожный вокзал, электрические и насосные станции. Эвакуированы были тысячи взрослых и детей. Есть погибшие. Количество пострадавших домов, магазинов и промышленных строений автомобилей
25 июня: за сутки выпало около 150% месячной нормы осадков.
К ликвидации последствий ливневых подтоплений привлечено около 1800 человек и более 450 единиц техники, от МЧС — более 400 человек личного состава и более 100 единиц техники.
Потоп в Москве
27 июня: в диспетчерскую ГУП «Мосводосток» ночью и утром (за полдня) поступило 116 заявок о скоплении воды. Наибольшее количество заявок поступило по ЗАО — 35, СВАО — 14, САО — 12. На улицах города задействованы 243 бригады, 1219 рабочих и 276 единиц спецтехники для борьбы с последствиями подтоплений.
(На месте прокуратуры я бы задумался над цифрами и сделал бы соответствующие выводы.)
Ну что там ещё сегодня в столице? Читаем далее: «Департамент транспорта рекомендует водителям пересесть на общественный транспорт». Ох уж эти столичные власти, как они радуют меня своими забавами и неудержимым стремлением пересадить автомобилистов на общественный транспорт! Только дай повод, лишь бы ничего не делать на улицах!
Увидеть, как тонули российские города под дождём, Вы можете на фото на Яндекс.диске. Это лишь небольшая подборка, в сети предостаточно материалов на эту тему.
Представляете сколько бюджетных средств будет украдено освоено в регионах, пострадавших от стихии? Как говорится, рука руку моет. Украли сэкономили при строительстве дорог — для строительных компаний будет лишний повод заработать. А кто ими владеет? Правильно, всё те же лица, которые будут подписывать указы на распределение бюджетных средств — те же чиновники и их родня. Заодно и средства массовой информации без хлеба не останутся, будет им ещё о чём говорить и показывать пару недель.
Прокуратура тем временем обещает дать оценку действиям чиновников (Краснодарского края) во время наводнения. Ведомство также готово встать на защиту прав граждан, пострадавших от наводнения. Как будет в других регионах, этого никто не знает. Просто к тому времени ажиотаж спадёт и СМИ об этом говорить уже не будут. Никак не будет. У кого из автовладельцев был полис КАСКО, тому и повезло…
Набивая карманы, «специалисты» топят города
В блогах за эти дни, минувшие с начала ливневых дождей, кости перемыли уже всем градоначальникам и коммунальщикам. Мол, дороги не эксплуатируются как следует, ливневые стоки на проезжей части не обслуживаются, вот и результат! Всё верно. Но это следствие, и никто не затронул тему причин в погоне за ростом посещаемости своих страниц.
Я попробую сделать это, и вернусь к упомянутой выше «вшивости», рассмотрев лишь один пример экономии и наживы, которые и приводят к таким вот проверкам стихией.
Второй месяц рядом с местом моей работы кладут асфальт. Не то, чтобы он слишком здесь нужен был, полотно дороги обладало запасом прочности как минимум ещё на несколько лет, без выбоин и трещин. Но кто-то очень умный решил, что денег в его кармане стало мало и нужно срочно заработать ещё.
Тогда то в Москве и был придуман и начал реализовываться проект под названием «Повышение (улучшение) пешеходной доступности в радиусе 1200 метров от станций метро».
По задумке автора проекта в ходе работ меняются бордюрные камни и асфальт на тротуарах, а сами пешеходные дорожки расширяются [чтобы больше асфальта с завода племянника влезло]. К тому же если надзорные органы административных районов не суются на объекты, то почему бы под шумок ещё не убрать асфальт с проезжей части дороги и не уложить новый, а заодно и бордюрные камни [выпущенные заводом жены]?
(Кстати, на сайте Change.org я натолкнулся на петицию жителей Москвы, требующих вернуть один из подобных газонов, уничтоженных в угоду бизнесу, и закатанный в асфальт.)
Тротуар на снимке ниже проложили в рамках того самого проекта по «Повышению…», а до этого момента пешеходы передвигались по тротуару вдоль парка. Его заодно тоже реконструировали.
Теперь же, когда «повышена пешеходная доступность», мы с Вами можем наблюдать, как люди, словно по мановению волшебной палочки, ринулись на новый и старый тротуары! В будний день количество пешеходов прямо зашкаливает! На снимке видно, как пешеходы едва расходятся друг с другом…
Но цель моей публикации — отнюдь не показывать Вам бесполезность подобных проектов и считать бюджетные деньги, сроки службы асфальта и бордюрных камней.
Я о другом сейчас. Давайте рассмотрим, кому выгодно заказывать подобные работы, кому отдаются они на подряд и кто исполняет эти самые работы по «Повышению…». Заодно я покажу Вам качество этих работ и затрону причины.
Информацию о проводимых работах я встретил неподалёку от станции метро «Аннино», как раз в радиусе 1200 метров от которой и «повышается доступность». Генеральный подрядчик работ (исполнитель — прим.) — некое ООО «Спецстрой», интернет-сайт которой, размещённый по адресу http://specstroi.ru, на момент подготовки этой публикации не работал.
Выходит, что государство в лице департамента капитального строительства города Москвы и казённого (!) учреждения — Дирекции капитального ремонта, размещает крупный заказ по моим [скромным подсчётам] стоимостью в несколько [десятков?] миллиардов рублей (не считая откатов, взяток и непредвиденных расходов) у неизвестной никому организации. Ответственный за производство работ — некий Симонян Мкртич Иванович, неизвестно к какой организации относящийся, но судя по всему, тоже к «Спецстрою». Рабочие на объекте — исключительно армяне, других я там не наблюдал. Думаю, что этим всё сказано.
Я как бы не против армянских рабочих. Но я против того, чтобы дома и дороги в России строили самоучки «широкого профиля», не имеющие специального образования, делающие всё на глаз или так, как им вздумается. (Слава богу, что прокладывать тоннели метро узбекам пока не доверяют!)
Как известно любому человеку с образованием выше среднего, любое строительство должно сопровождаться планом или чертежом, т.е. проектом — соответствующим каким-нибудь нормативным актам, согласованным с кем-то и кем-то утверждённым. Но я почему-то глубоко сомневаюсь, что у подрядной организации, выполняющей этот заказ по отмыванию денег, есть какой-то проект. Будем считать, что чудо случилось и он имеется, в таком случае ознакомиться с ним Вы можете на сайте ООО «Спецстрой», который не работает [и не будет работать]…
Итак, тротуар готов, любуйтесь на фрагмент:
[su_youtube url=»http://www.youtube.com/watch?v=9XD7-2EZXKM»]
Вы обратили внимание на то, сколько заботы о пешеходах? Ни одного ливневого стока или сквозной трубы под тротуаром для сброса сточных вод с проезжей части на протяжении всей дороги! Пешеходы, для которых якобы всё это делалось, уже в восторге и оценили новшество.
Ценится не профессионализм, а доступность
Подводя итог изложенному выше, я кратко сформулирую мысль, к которой подводил Вас.
Ещё в конце 1990-х годов в моей стране — в СССР, а затем России — существовала система профессиональной подготовки рабочих кадров. Человек не имел возможности трудоустроиться без диплома о среднем профессиональном образовании — сантехника, автослесаря, плотника, штукатура-маляра, каменщика, крановщика, тракториста, машиниста, оператора станка ЧПУ, сварщика, печатника и т.д. на соответствующую работу.
В моём родном городе Ельце до того момента, как промышленность в стране развалили премудрые кооператоры вкупе с политтехнологами, существовали ремесленные училища, называемые ПТУ. Сегодня их преемники гордо именуются колледжами.
Разница между тем временем и нынешним состоит в том, что ПТУ готовили и трудоустраивали востребованных специалистов, закрывая вакансии, не требовавшие высшего педагогического или инженерного образования. Колледжи сегодня едва-едва набирают учащихся, а затем выпускают из своих стен молодежь, едва ли имеющую шанс или деньги для поступления в вуз, но горящую желанием работать менеджерами и много зарабатывать.
Профессиональный труд сегодня не оплачивается по достоинству. На смену ему пришла доступная и дешёвая рабочая сила из стран бывшего СНГ — узбеки, таджики, армяне, украинцы и молдаване — мастера на все руки. Специалист со средним профильным образованием не может конкурировать с рабочим мигрантом, предлагающим свои услуги на рынке труда вдвое дешевле, а также с откатами, сбивающими стоимость таких услуг. Работодатель в свою очередь умеет считать копейку и во всём видит лишь сиюминутную выгоду.
В угоду самой низкой цене и откатам заказчики предпочитают товары и услуги, поставщики которых экономят на производстве, материалах и качестве. Это делает их конкурентоспособными. Сегодня закупается всё самое дешёвое и гнилое, но с учётом откатов цены чуть ли не выше сертифицированных услуг и товаров. В результате сегодня мы имеем то, что имеем: построенные на глаз 5-этажные дома по проектам 2-этажных, асфальт, уложенный на снег по немецким неизвестным технологиям и т.п. Один из примеров — устройство пешеходных тротуаров вблизи станций метрополитена, мы с Вами рассмотрели выше. В данном случае государственный заказ неизвестно каким образом был передан неизвестной организации, а в итоге были получены известные результаты.
Обнадёживает лишь мысль о том, что в России есть здравые бизнесмены, чьи компании стараются держать марку и предпочитают закупать дорогое, но качественное. Это я знаю не понаслышке от своих клиентов.