Ликсутов

Платный паркинг во дворах, платный въезд в город, услуга краткосрочной аренды авто, эвакуаторы и запрет на остановки — с благословения мэрии и главы дептранса программа выдавливания автомобилистов из Москвы обросла новыми пунктами.

Заместитель мэра Москвы, начальник департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов в очередной раз угодил в целую серию громких скандалов. Сумев год назад выбраться сухим из истории о незадекларированной офшорной компании, Ликсутов вновь оказался в эпицентре не только общественного порицания, но и повышенного внимания со стороны прокуратуры. По сложившейся традиции, проблемы заммэра столицы начались со «слива» в Сеть нежелательных для Ликсутова документов. «Ридус» попытался разобраться, чем новый скандал грозит главе дептранса.

Раунд 1: блогер-разоблачитель против дептранса

Новый виток обсуждения личности Максима Ликсутова и возможных махинаций в транспортном ведомстве столицы инициировал некто блогер Иван Ежиков. В его распоряжении оказался протокол совещания по вопросам развития «Московского паркинга», блогер опубликовал документ в своем ЖЖ 6 августа. Из протокола следует, что практически всю транспортную политику Москвы обслуживает эстонская компания «Нау! Инновейшнз», которой, как выяснилось, ни к чему участвовать в конкурсах, чтобы выигрывать один за одним тендеры дептранса.

«Всю неделю автомобилисты обсуждают идею введения платной парковки во дворах. Можете больше не обсуждать — вопрос решенный. Еще год назад эстонским друзьям было поручено разработать проект организации доступа к парковочным местам во дворах на платной основе,» — пишет блогер Ежиков.

«Оказывается, АИС «Мобильное парковочное пространство» была куплена у «Нау!», но деньги за нее не заплатили. Не заплатили по одной простой причине — контракта на эту покупку не заключалось. Программный продукт передали на основании, видимо, такого же протокола, а деньги планировали потихоньку распихать в другие контракты», — утверждает блогер.

Согласно имеющейся в Сети информации, совладельцем эстонской «Нау! Инновэйшнз», которая является материнской структурой по отношению к одноименной российской компании, значится крупный эстонский производитель компьютерного софта Helmes.

В списке аффилированных лиц Московской кольцевой железной дороги присутствует как сам Максим Ликсутов, так и ООО «Хелмес Девелопмент Компани Лтд», зарегистрированная на Британских Виргинских островах, причем с пометкой «принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит ОАО «МКЖД».

Из официальных документов, размещенных в сети, можно узнать, что 100% «Хелмес Девелопмент Компани» принадлежат компании «Трансконтейнер».

Членом совета директоров ОАО «Трансконтейнер» в 2008 году был избран глава московского департамента транспорта Максим Ликсутов.

Следы «эстонского заговора» в сфере госзаказов, обнаруженные в «слитой» документации, позже станут основанием для запроса в Генпрокуратуру для проверки как деятельности столичного департамента транспорта, так и лично его руководителя на предмет соответствия антимонопольному и антикоррупционному законодательству. Однако вернемся к этому позже — неделя у Ликсутова выдалась на редкость неприятной.

Раунд 2: «Народный фронт» против «Мосгостранса»

В тот же день, когда был опубликован «слив» блогера Ежикова, глава дептранса столкнулся с претензиями со стороны Общероссийского народного фронта, общественной организации, лидером которой является президент Владимир Путин. Депутат Госдумы, активный «фронтовик» Вячеслав Лысаков усомнился в искренности речей Ликсутова, утверждающего, что столичные жители сами просят ввести платную парковку.

«Максим Станиславович любит рассуждать о пользе людей, о пьянящем восторге жителей центральных районов Москвы от введения платной парковки и о мечтах всех остальных москвичей получить такое «благо» под своими окнами где-нибудь в Бибирево. Но в этих рассуждениях есть известная доля лукавства», — приводит слова представителя ОНФ агентство «Новый день».

Сложно представить себе автолюбителя, который желает платной парковки у себя в районе. Любой здравомыслящий человек понимает, что даже с резидентским разрешением он будет бесплатно парковаться только в узких границах своего района. То есть поездка в магазин, кинотеатр, театр, да просто в гости к родителям обернется дополнительными тратами.

По мнению «фронтовика», дептранс взял курс на «выжимание» автомобилистов не только из центра Москвы, но вообще из города: «Сначала ввели платную парковку в центре, затем сузили или вообще убрали полосы движения из-за велодорожек и пешеходных зон, теперь платную парковку выносят за пределы Третьего транспортного кольца. При этом идет существенное повышение цен на платную парковку, как мы видим на примере Бульварного кольца», — сказал Лысаков.

Казалось бы, занимавшему в 2013-м году 157-ю строчку в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии Forbes Ликсутову можно смело пропустить мимо ушей заявление Лысакова, однако ОНФ подключил «тяжелую артиллерию».

Отдел расследований «Народного фронта» «За честные закупки» обнаружил у подведомственной Ликсутову организации «Мосгостранс» размещенный тендер на поставку видеорегистраторов и прочего бортового оборудования на сумму свыше 200 миллионов рублей.

Активисты ОНФ прикинули, что закупая импортные дивайсы, расточительный департамент транспорта упускает возможность сэкономить бюджету порядка 75 миллионов. Разумеется, «фронтовики» обратились в Федеральную антимонопольную службу России с требованием внимательно разобраться в сомнительной закупке.

Раунд 3: «Синие ведерки» против каршеринга

Исходя из «слитых» в сеть документов, поручение о внедрении услуги краткосрочной аренды автомобилей (что называется каршерингом) в транспортную жизнь столицы было отдано Ликсутовым эстонской компании еще год назад.

И без того впечатляющие темпы внедрения каршеринга в Москве лишь ускорились после публикации блогера Ежикова: теперь популяризация агрессивной расчистки территории под повсеместное введение каршеринга происходит в два раза интенсивнее. В социальных медиа участились репосты о замечательной «программе будущего», о не очевидных преимуществах краткосрочной аренды авто со страниц правительственных порталов все чаще рассказывает и сам Ликсутов.

Но даже при беглом анализе деталей внедряемого Ликсутовым каршеринга выявляются любопытные факты, красноречиво демонстрирующие коррупционную составляющую проекта столичного дептранса.

Как выяснилось, организацией каршеринга в Москве под брендом «Делимобиль» занимается ООО «Каршеринг Руссия», 51% доли в уставном капитале которого принадлежит люксембургскому офшорному фонду «МК Листед Секьюритиз». Под его регистрационным номером и тем же адресом в реестре указана компания Mikro Kapital, принадлежащая итальянцу Винченцо Трани, который занимается бизнесом в Москве с 2002 года. В свою очередь, партнером в Mikro Kapital числится Денис Саклаков — оппозиционный бизнесмен, недавно покинувший Россию из-за «кризиса самореализации» как бизнесмену. Согласно информации общества «Синие ведерки», Саклаков является близким другом Ликсутова:

«Зеленый свет» без какого-либо тендера и с весьма неплохими дополнительными льготами в виде сниженного тарифа на платных парковках получает иностранная компания, аффилированная с московскими властями.

Координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов отмечает, что перспектива у сервиса каршеринга в крупных российских городах, как Москва и Санкт-Петербург, очень хорошая. «Если бы я был инвестиционным аналитиком, я бы рекомендовал покупать», — говорит Шкуматов, подчеркивая, что каршеринг теоретически может постепенно освободить платные парковочные места для тех, кто не готов расставаться со своим авто ни при каких обстоятельствах. Но подвох, по словам координатора «Ведерок», кроется в ценовой политике:

Нормальная цена для краткосрочной аренды автомобиля в Москве — три рубля минута. Вы не ослышались. Да, за три рубля в минуту вы должны получать современный авто эконом класса, страховку, парковки, бензин, обслуживание и все-все-все. То, что сейчас запускает кореш Максима, кроме как грабежом (девять рублей минута) назвать язык не поворачивается. С такими тарифами один «Солярис» принесет около четырех миллионов рублей прибыли за время его эксплуатации, даже с учетом рисков гибели ТС от недобросовестных арендаторов. Это, имхо, перебор.

«Теоретически, каршеринг должен быть дешевле личного авто в два раза! То, что мы видим, это просто алчность некоторых товарищей», — резюмирует Шкуматов в своем Фейсбуке.

Раунд 4: Прокуратура против Ликсутова

Снова вернемся к «слитому» в сеть документу: приведенных в протоколе данных явно не хватает для обвинения главы столичного дептранса в нарушении антимонопольного и антикоррупционного законодательства. По словам самого Ликсутова, став чиновником правительства Москвы, бизнесмен продал принадлежавшие ему пакеты «Аэроэкспресса» (12,5%), «Трансмашхолдинга» (8%) и «Трансгрупп» (25%), оставив в собственности своей семьи лишь ресторанчик в Таллине. Продав доли в компаниях, работающих в сфере транспорта и грузоперевозок, Ликсутов избавился от любых неудобных вопросов по поводу получения профильной должности в московской мэрии. Но вопросов по приведенному тендеру с эстонскими фирмами возникло слишком много.

Член Общественной палаты Георгий Федоров, ознакомившись с полученными блогером данными, обратился к генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой провести проверку деятельности дептранса. По словам правозащитника, имеются большие сомнения в обосновании данного госзаказа, как и вообще в целесообразности проводимой в столице транспортной политики:

Транспортная политика правительства Москвы давно стала притчей во языцех. Но если раньше поводы для возмущения и выражения недовольства были связаны просто с процедурами — оплата парковки, эвакуация и тому подобное, то теперь возник совершенно новый поворот. Поступающая информация заставляет подозревать коррупционную составляющую и нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем я обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой провести соответствующую проверку.

«В ситуации, когда высшими должностными лицами страны неоднократно озвучивалась необходимость размещения госзаказов у отечественных, а не зарубежных подрядчиков, подобное решение московского правительства выглядит странно. К тому же эстонское происхождение компании вызывает вопросы в связи с тем, что выходцем из Эстонии также является заместитель московского мэра по транспорту Максим Ликсутов, который, собственно, и занимается реализацией транспортной политики столицы», — приводит фрагмент запроса в Генпрокуратуру издание «Русская планета».

Раунд 5: Мэрия Москвы совсем не против Ликсутова

Несмотря на серьезные обвинения в адрес главы дептранса, последовавшие после череды разоблачений, вовлеченный в высшие уровни властной иерархии столичной мэрии Ликсутов в очередной раз избежит и продолжения скандала, и любых негативных последствий, полагают эксперты. Для лучшего понимания положения руководителя транспортного ведомства Москвы стоит проследить его путь к креслу одного из «властителей столицы», к которому Ликсутов шел без малого два года.

Будучи назначенным сначала советником, а потом и главой департамента транспорта, Ликсутов долгое время воспринимался городскими чиновниками как «чужой среди своих»: на него нападали в публичном поле, он же и близкие к нему лица атаковать коллег из других департаментов в открытую не могли по причине так называемой «корпоративной солидарности».

Однако уже после выборов столичного мэра 2013 года ситуация окончательно поменялась: нападки со стороны сил близких столичной мэрии по линии департамента территориальных органов и руководителя аппарата мэра Анастасии Раковой сначала снизились, а потом и вовсе прекратились.

Информированный источник, приближенный к московской мэрии, поведал «Ридусу», что еще на этапе подготовки к выборам в Мосгордуму с представителями всех парламентских партий в Москве было достигнуто непубличное соглашение о недопустимости использования в агитации критики планов департамента по организации платной парковки и их расширения. Лидеры столичных политических партий охотно согласились пойти на соглашение с мэрией, отказавшись педалировать тему парковок, получив взамен комфортный, «бескровный» режим выборов Мосгордумы.

Помимо мягкотелости участников московского политической арены, карт-бланш возглавляемому Ликсутовым департаменту на методичное выдавливание автомобилистов из столицы вручили сами москвичи, занявшие откровенно пассивную позицию. Прогноз лидера «Синих ведерок» Петра Шкуматова о том, что чрезмерные аппетиты главы дептранса могут вызвать социальное недовольство вплоть до «автомайдана», не подтвердился: автомобилисты Москвы, не прошедшие проверку на прочность, отныне обречены наблюдать за неотвратимой реализацией транспортной политики Максима Ликсутова.

Заимствовано у Ридус