Информационно-психологическое воздействие в целях оказания влияния на психику и поведение военнослужащих и население противника применялось уже в вооруженных столкновениях племен в эпоху разложения первобытнообщинного строя и в войнах рабовладельческих государств.

Самым древним способом подрыва морального состояния противника является устрашение его своей (иногда мнимой) боевой мощью. Например, монгольский предводитель Чингизхан и карфагенский полководец Ганнибал еще до начала сражения преднамеренно распускали слухи о «новом секретном оружии» — боевых слонах, «огненных змеях», ядовитом дыме и т. д.

Перед походом в Грецию в 480 г. до н. э. персидский военачальник Ксеркс в целях максимального эмоционального воздействия на противника распространял слухи о многочисленности своего войска. Он утверждал, что «если все персидские воины выстрелят из луков, то стрелы затмят Солнце». Кроме того, осознавая недостаточность доведения информации устрашающего характера по каналу «из уст в уста», Ксеркс отпустил греческого лазутчика, предварительно продемонстрировав ему многочисленность персидского войска. В ходе войны с греками Ксеркс активно использовал для оказания воздействия на эллинов так называемую пятую колонну. В роли пятой колонны выступали жрецы, которые доводили до эллинов предсказания о неминуемом поражении. Впоследствии, когда греки победили, жрецы, чтобы оправдаться перед современниками и потомками, изобрели версию о чуде, якобы совершенном богами, помогшем победить варваров.

Противостоящие персидским войскам афиняне также не оставили без внимания возможность использования информационно-психологического воздействия. В частности, была предпринята попытка внести раскол в ряды сторонников персов. Фемистокл, чтобы предотвратить участие на стороне Ксеркса этнических греков ионийцев, обратился к ним со следующими словами, высеченными на камне, куда ионийцы приходили за пресной водой: «Ионяне! Вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков и помогая (варварам) поработить Элладу. Переходите скорей на нашу сторону! Если же это невозможно, то по крайней мере упросите карийцев поступить так же. А если не можете сделать ни того, ни другого, если вы скованы слишком тяжелой цепью принуждения и не можете ее сбросить, то сражайтесь как трусы, когда дело дойдет до битвы. Не забывайте никогда, что вы произошли от нас и что из-за вас первоначально пошла у нас вражда с персидским царем». Греческий историк Геродот, описавший этот эпизод, отмечал, что автор обращения действовал «с двойным умыслом: либо ионяне изменят персам и перейдут к эллинам, либо Ксеркс, получив донесение об этом, возьмет под подозрение ионян и сам не позволит им участвовать в морских битвах».

Первая попытка обобщить основные направления деятельности по ослаблению морально-психологического потенциала войск и населения противника была предпринята в Китае 500 лет до н. э. в одном из древнейших трактатов по военному искусству Сунь-Цзы «Искусство войны».

Китайский полководец Сунь-Цзы советовал:

  • разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника;
  • вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия;
  • подрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на позор общественности;
  • используйте сотрудничество самых подлых и гнусных людей;
  • разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны;
  • подстрекайте молодежь против стариков;
  • мешайте всеми средствами деятельности правительства;
  • препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в вооруженных силах;
  • сковывайте волю противника бессмысленными песнями и музыкой;
  • обесценивайте все традиции и богов ваших врагов;
  • посылайте женщин легкого поведения, с тем чтобы дополнить дело разложения;
  • будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников, не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденды.

Одной из личностей, способных оказывать огромное информационно-психологическое воздействие на массовое сознание, был Йозеф Геббельс — «Отец лжи, пиара и массовых коммуникаций». Методы и принципы ведения пропаганды и агитации, разработанные Геббельсом, можно рассматривать как примеры информационного воздействия, так как они применяются во многих областях жизни индивида: реклама, пиар, индустрия развлечений и журналистика.

Существует большое количество методов информационно-психологического воздействия.

Методы воздействия на человека стали развиваться с развитием наук и техники. Из года в год они все более скрыты и более жестоки. Психотропный террор изучает такая наука, как психотроника.

Психотроника — область научных знаний, изучающая опосредованные сознания и процессы восприятия на дистанции взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой.

Психотропный террор — это комплекс мероприятий, специальные психологические операции, реализуемые с помощью информации, пропаганды и агитации, подготовленные и доводимые до объекта или группы воздействия с помощью таких форм психологического воздействия, как: печатные средства, радио и телевидение, непосредственное общение, информационные сети.

Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение определенных идей в целях привлечения сторонников. При рекламном и пропагандистском воздействии под видом рациональных аргументов на индивида обрушивается эмоциональная информация.

Агитация (лат. agitatio — приведение в движение) — политическая деятельность в устной, печатной и наглядной форме, оказывающая воздействие на сознание и настроение масс в целях побуждения к политическим или другим действиям.

Таким образом, информационное воздействие на местное население и войска противника зародилось еще в древние времена и приносило успехи в победе над врагом.

Информационно-психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы населения и войска противника в целях внедрения им чуждых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли, склонения их к отказу от боевых действий, предательству, сдаче в плен или дезертирству. Они осуществляются в рамках государственной политики, а их военная и прикладная стороны согласовываются и координируются с деятельностью соответствующих правительственных учреждений.

В современных условиях информационно-психологическое противоборство имеет важное значение в условиях как мирного, так и военного времени. Поэтому противодействие средствам информационной войны должно осуществляться непрерывно.

Противодействие информационно-психологическому воздействию — это система согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, объектам и времени информационно-психологических и оперативно-профилактических мероприятий.

Можно выделить следующие основные направления деятельности по информационно-психологическому противодействию:

  • изучение и анализ военно-политической, идеологической и морально-психологической обстановки в стране, регионе, местах дислокации органов и войск;
  • сбор, анализ и распространение данных о возможностях противника по организации и проведению информационно-психологического воздействия;
  • прогнозирование вероятного характера и возможных последствий выполняемых операций и мероприятий информационно-психологического воздействия на войска;
  • распространение информации среди своего личного состава методов и приемов противника по организации подрывной деятельности;
  • организация мероприятий агитационно-пропагандистской направленности, информирование личного состава о складывающейся обстановке;
  • формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению поставленных задач;
  • организация индивидуальной работы с военнослужащими, которые вероятнее всего уязвимы для негативного влияния со стороны противника.

В зависимости от времени, сил и средств, обстановки, организации управления разрабатываются методы, способы и формы противодействия информационно-психологическому воздействию.

Основными из них являются:

  • информирование личного состава по главным событиям в стране и за рубежом, по вопросам жизнедеятельности российского общества;
  • жесткий контроль за материалами, публикуемыми в средствах массовой информации;
  • выявление, обнаружение, поиск, изучение и уничтожение технических средств разведки, радиоэлектронных средств борьбы и разведки противника, специальных радиоприемников, агитационных и пропагандистских материалов, распространяемых противником;
  • выявление и ограничение каналов поступления негативной информации;
  • повышение эффективности и качества морально-психологического обеспечения;
  • организация и проведение с личным составом мероприятий по формированию правильного представления о складывающейся обстановке в стране и в мире;
  • организация мероприятий по разведке и уничтожению подразделений психологических операций противника, а также технических средств их проведения.

Организация защиты личного состава от психологических операций противника рассматривается как комплекс мероприятий по прогнозированию, выявлению, оценке, срыву, ликвидации и профилактике информационно-психологического воздействия противника и его негативных последствий на наши войска и население.

Источник