Согласно Стратегии национальной безопасности США от 2002 года Черноморье и Каспий были включены в сферу влияния американских интересов.
Ключевое место, как отмечали сами американские эксперты, в черноморской стратегии США отводилось Крыму. Главная задача, которая ставилась Вашингтоном исполнителям – постепенное и последовательное вытеснение России и Черноморского флота из этого региона. В декабре 2008 года между Украиной и США была подписана «Хартия о стратегическом партнерстве», в которой Киев приветствовал намерение Вашингтона положить начало дипломатическому присутствию в Крыму – открыть американский представительский офис в Симферополе. По задумке американских стратегов, «пост присутствия» американцы смогли бы использовать для того, чтобы контролировать ситуацию в регионе, проводить «разъяснительную» работу с населением, устанавливать и укреплять контакты с местной элитой, неправительственными организациями. Разъяснять, убеждать, подмасливать… Важной составной частью этой работы в США считали поддержку крымско-татарских националистов, подпитку и распространение антироссийских настроений и недовольства присутствием базы ЧФ РФ в Севастополе.
Правда, эта идея тогда вызвала резкое неприятие со стороны подавляющего большинства населения Крыма. Против этого шага выступил парламент Крыма. В свою очередь, посольство США заявило о том, что намерено постепенно убедить крымское руководство в необходимости появления американской миссии на полуострове. В целом следует заметить, что на пути военного проникновения США в Черноморье неоднократно вставало население Крыма. Люди выходили на митинги, демонстрации, жесткую позицию занимали местные власти. Переломить негативное отношение к себе заокеанские вояки не смогли. Но от своих планов не отказались. Как свидетельствуют источники в Крыму, морские пехотинцы США облюбовали ту самую базу морской пехоты Украины, которая упорно не хотела сдаваться отрядам самообороны Крыма и «вежливым людям с оружием».
Для продвижения своих интересов вдалеке от американских границ США еще в 2008 году подняли вопрос о пересмотре основополагающей морской конвенции Монтре, которая запрещает пребывание в Черном море военных кораблей стран, не имеющих прямого доступа к акватории моря, то есть не прибрежных стран. Это было необходимо для обеспечения захода американских крупнотоннажных военных судов. Тогда Турция поддержала Россию, и американский заход не удался.
Впоследствии США старались всячески обходить требования конвенции, которая ограничивает пребывание судов не прибрежных государств по времени. Их крупные суда по истечении срока выходили из Черного моря, а затем быстро возвращались. Так было, например, после агрессии Грузии в Южной Осетии в 2008 году, когда сразу 6 американских военных судов практически постоянно находились у берегов России. На этих судах из США также под видом гуманитарной помощи доставлялось вооружение для режима Саакашвили.
Тогда президент России Дмитрий Медведев заявил: «К сожалению, продолжается вооружение грузинского режима, в том числе под флагом гуманитарной помощи. Интересно, как бы они (те, кто оказывает такую помощь) себя чувствовали, если бы мы отправили гуманитарную помощь с использованием нашего флота в страны Карибского бассейна, недавно пострадавшие от известного урагана».
Позже США пытались усилить свое военно-морское присутствие в регионе в обход конвенции Монтре посредством передачи Киеву американских военных кораблей «в рамках военно-технического сотрудничества».
Постоянной проблемой для России стали заходы в Черное море под видом американо-украинских маневров кораблей ВМФ США, оснащенных противоракетной системой Aegis, которая в свою очередь является одной из составляющей части системы ПРО. Да и регулярные заходы крейсеров, несущих крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью 2,5 тыс. километров, – ничего к нашей безопасности не прибавляли. Во всех этих случаях Россия выражала протест. Наша позиция заключалась в том, что с присутствием военных кораблей США в акватории Черного моря у самых наших границ Россия согласна мириться лишь в том случае, когда для этого будет крайняя необходимость, к примеру, начавшаяся война против Америки. Но на наши протесты по большей части плевали.
В ставших традиционными совместных учениях «Си Бриз» в Черном море в прошлом году приняли участие корабли и подразделения ВС Украины, США, Азербайджана, Грузии, Канады, Македонии, Молдовы, Германии, Норвегии, Турции и Швеции. Всего около 30 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, не менее 10 самолетов и вертолетов, не менее 1200 военнослужащих, до 90 единиц бронетехники.
Роль «мягкой силы» в этой стратегии постепенного захвата Крыма отводилась Евросоюзу. Была разработана специальная программа до 2013 года, включавшая инвестиции в различные сферы, открытие информационных центров ЕС в Крыму, обработка общественных организаций в духе приверженности «европейским ценностям» и негативного отношения к России. Брюссель все время требовал от Киева, чтобы жителям Крыма, которые имеют работу благодаря присутствию российского флота, был предложен иной источник дохода.
Как видим, эта стратегия потерпела провал. Причина? Главная – заключается в глубочайших исторических связях крымчан с Россией. С другой стороны, западники перегнули палку, уверившись в том, что им все можно. В итоге получили ответ России, который был известен изначально. У России не было иного выбора, и наша страна вместе с народом Крыма его сделала. Альтернативой стало бы базирование одного из американских флотов в Севастополе и оккупация русских в Крыму.
Источник: Iskra-news.info