Нынешний этап международных отношений характеризуется нарастанием напряженности. Российская Федерация, ее многонациональный народ сталкиваются с новыми вызовами, опасностями и угрозами практически во всех сферах жизни. Осмысление такого феномена неопределенности становится важнейшей задачей системного анализа.

Некоторые особенности развития обстановки в мире не только характеризуют нынешние международные вызовы, но и высвечивают крайне сложные с точки зрения обеспечения безопасности страны проблемы, которые придется решать в будущем.

В Стратегии национальной безопасности России, утвержденной указом №400 Президента РФ 2 июля 2021 года, подчеркивается: «Современный мир переживает период трансформации. Увеличение количества центров мирового экономического и политического развития, укрепление позиций новых глобальных и региональных стран-лидеров приводят к изменению структуры мирового порядка, формированию новых архитектуры, правил и принципов мироустройства».

Современный мир сотрясает непрерывная цепь кризисных явлений в экономике, политике, культуре, действие которых усугубляется неблагоприятным изменением климата, участившимися опасными природными явлениями.

Исторический опыт, результаты научного анализа глобального системного кризиса свидетельствуют: мировое сообщество стоит на пороге перехода к новому технологическому и культурно-цивилизационному укладу. Россия — важная цивилизационная, территориальная, экономическая и культурная часть мирового сообщества.

На фоне новой расстановки сил Россия должна быть суверенной и влиятельной. Поэтому в сложившихся условиях нашей стране важно осозновать свои место и роль в формирующейся геополитической картине мира, формировать и проводить национальную военную политику, направленную на защиту национальных интересов. В Стратегии национальной безопасности РФ подчеркивается: «Последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления».

Основные тенденции развития современной геополитической ситуации

Сегодня продолжается формирование системы мироустройства, основывающейся на новой геополитической и геоэкономической ситуации, характерная черта которой многополярность. Старая система, основанная на виртуальных ценностях и крайне неравномерном распределении ценностей между отдельными странами, регионами, социальными группами, все больше тормозит дальнейшее развитие человечества, спонтанно порождает все более опасные для него вызовы и угрозы.

К таким вызовам и угрозам относятся: распространение оружия массового поражения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боеприпасов, радикализация общественных настроений, нелегальная миграция, незаконный оборот наркотиков, коррупция, региональные и внутренние конфликты, дефицит жизненно важных ресурсов, демографические проблемы, глобальная бедность, экологические и санитарно-эпидемиологические проблемы, изменение климата, угрозы информационной и продовольственной безопасности.

Основной особенностью, определяющей характер развития мировой геополитической ситуации, по мнению аналитиков, стало то, что сегодня мировое сообщество сталкивается с ситуацией, когда привычный мир уходит в прошлое, архитектура мировой безопасности, миропорядок, к которому мы привыкли, рушатся. Традиционная Ялтинско-Потсдамская система мироустройства, долгое время считавшаяся единственно возможной нормой мировой политики и права, под деструктивным воздействием объединенного Запада переживает острый кризис.

Напомним, что основными принципами системы являлись: многообразие политических режимов; отказ от принудительного насаждения институтов (в том числе демократии); признание стабильности, порядка, легитимности и отказ от инициирования внутренних революций; строгое ограничение и регулирование использования санкций; запрещение на использование глобальных экономических, финансовых, рейтинговых, информационных и иных инструментов в качестве оружия национальной внешней политики; гарантии границ государства; отказ от навязывания новых этических и правовых стандартов.

Сегодня геополитическая ситуация определяется разрешением основного противоречия современной международной жизни — между гегемонистскими устремлениями США и формированием нового полицентричного мира.

США и западноевропейские страны пытаются отказаться от принципов Ялтинско-Потсдамской системы, предпринимают невероятные усилия по сохранению своей гегемонии.

Основная линия поведения США — удержание глобального доминирования на планете. Реализовать свои планы они намерены через создание проблем остальным странам мира, еще более серьезных, чем те, с которыми столкнулись сами Соединенные Штаты. Американцы не намерены отдавать власть над миром. Они будут стараться устраивать сложности для своих основных конкурентов. США, Западная Европа пытаются навязать мировому сообществу некие «правила», по которым, на их взгляд, должен жить современный мир, несмотря на то что правила эти никому не известны, не сформулированы и не признаны человечеством.

Прямым следствием нового миропорядка становится резкое обострение международной и военно-политической ситуации, происходит сознательная хаотизация и дестабилизация международного порядка с целью ослабить и подчинить государства и их институты силам, контролирующим глобализацию. В этом заключается главная опасность для национальных государств, стремящихся сохранить свои идентичность, суверенитет и независимые институты.

Эта особенность связана с запущенным США и коллективным Западом механизмом развала глобальной архитектуры безопасности и международной договорно-правовой системы, который привел к росту напряженности во всем мире и, в свою очередь, к преобразованию современного мира — крупномасштабному и долгосрочному процессу, основными характеристиками которого выступают несбалансированность, децентрализация и многовариативность.

Сегодня в мировом развитии возобладали две взаимоисключающие тенденции международных отношений.

ПЕРВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Коллективный Запад и особенно США, образующие пресловутый золотой миллиард, полностью игнорируют мнение и волю всего остального человечества. Американская дипломатия подкупа, шантажа, обмана, а то и просто дипломатия канонерок уже более века пытается диктовать человечеству свои правила.

США пытаются — построить международный порядок, основанный на Rules-Based Order — концепции, призванной отразить желательные, с их точки зрения, мироустройство и сущность современных международных отношений. Согласно этой концепции, существуют некие правила поведения, которые не являются нормами международного права, но при этом считаются юридически обязательными для всех государств. Данная доктрина фактически имеет целью легитимизировать отказ от общепризнанного верховенства международного права в регулировании международных (межгосударственных) отношений.

Получается следующее:

— основанный на американских правилах международный порядок имеет центральное значение для долгосрочной безопасности США;

— этот порядок — структура международных институтов, альянсов, законов и норм, созданная под руководством Америки после Второй мировой войны;

— мир, построенный под руководством Соединенных Штатов, может быть сохранен только при американском руководстве.

Подобные признания означают, что США приписывают лично себе победу и в Первой, и во Второй мировых войнах, отвергая роль союзников, и уже не расценивают ООН как головную международную структуру, созданную по итогам Второй мировой войны державами-победительницами. Эти признания также означают, что США не намерены опираться на международное право. Америка, наделив себя особой и отдельной ролью «лидера», считает, что вправе устанавливать собственные правила поведения в мире, а мир должен им подчиняться. Это ярко проявляется в современном противостоянии США и Западной Европы.

США практически противопоставляют себя всему мировому сообществу, претендуя на исключительную роль единственного мирового центра, принимающего глобальные решения, причем только в своих эгоистических интересах. Формирование блокового сознания — еще один признак агрессивного поведения США. Примером тому служит ход специальной военной операции, проводимой Россией. Вместе с Соединенными Штатами Украину поддержали более 50 государств. Свидетельство этому — Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 №430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

В итоге мы имеем дело с кризисом глобализации при валютно-финансовом, технологическом и культурном доминировании США.

ВТОРАЯ ТЕНДЕНЦИЯ проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. Россия в перспективе будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Для современного этапа характерны ускоренное становление многополярного устройства в мировой политике, усложнение международных отношений.

Завершившийся в октябре 2024 г. саммит стран БРИКС в Казани стал наглядным свидетельством начертания уже не в фантазиях, а наяву контуров нового многополярного мира. «БРИКС дает всем хороший пример по-настоящему конструктивного сотрудничества в новой международной обстановке», — отметил Президент РФ В.В. Путин на XXI заседании Валдайского дискуссионного клуба 7 ноября 2024 года. В тексте итоговой декларации отразились вопросы мирного урегулирования на Украине, обсуждались продолжающиеся боевые действия в секторе Газа и распространение конфликта на Ливан, поднимались другие темы: необходимость реформирования ООН, Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО); неприемлемость односторонних санкций; важность выполнения целей в области устойчивого развития (ЦУР — программа ООН), борьба с изменением климата и противостояние терроризму. Лидеры объединения призвали к мирному урегулированию в Афганистане и обеспечению свободы судоходства в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе, затрудненного из-за участившихся атак хуситов, а также выразили обеспокоенность эскалацией в Судане и беспорядками на Гаити.

Сегодня можно говорить о развитии мирового большинства. Россия должна отстоять свою независимость и помочь в этой борьбе другим странам. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, выступая в начале ноября 2024 года на площадке федерального просветительского марафона «Знание. Первые». Она отметила, что Россия борется не только сама за себя. Россия борется за то самое мировое большинство, которое устало жить под гнетом бесконечного диктата. Россия борется, как боролась во времена Второй мировой войны, как боролась и во времена деколонизации.

Мировое большинство формируют государства Евразии, страны Африки и Латинской Америки; они отстаивают справедливые и универсальные принципы международных отношений, не приемлют неоколониализма и западной концепции «порядка, основанного на правилах».

Авангард мирового большинства — группа БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Реальные показатели говорят сами за себя. Мировое большинство, представляющее 85% населения Земли, выступает за более справедливое распределение глобальных благ и за последовательную демократизацию международной жизни. Государства — члены ШОС, насчитывающие свыше трех миллиардов населения, выступают в декларациях за более представительный, демократический, справедливый и многополярный миропорядок. Страны БРИКС, занимающие более 30% земной суши, составляющие 45% мирового населения, 33% мирового ВВП (что на 3% больше «Группы семи»), выражают схожую позицию.

Таким образом, мы можем утверждать, что имеют место ускоренное становление многополярного устройства в мировой политике, усложнение международных отношений. Новое равновесие пока не найдено. Общий вектор — рассредоточение мировой власти, укрепление позиций незападных игроков, увеличение числа региональных держав, способных оказывать серьезное влияние на глобальные процессы.

Вторая особенность геополитической ситуации — возрастание военно-политической напряженности в мире.

Этому способствуют:

1. Увеличение военных расходов самых крупных участников мировой политики. Одновременно возрастает количество учений, проводимых странами с мощными вооруженными силами.

Бюджет военной структуры НАТО на 2025 год составляет примерно 4,6 млрд евро (в то время как в 2023 г. — 2,03 млрд евро), что позволяет альянсу создавать силы и средства и обеспечивать функционирование всей организации, ее военных командований. Страны Североатлантического альянса и дальше будут увеличивать оборонные расходы, превышая 2% ВВП стран-участниц, как ранее потребовал избранный президент Соединенных Штатов Дональд Трамп. Об этом заявил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте на саммите Европейского политического сообщества в Будапеште.

В июне 2024 года палата представителей Конгресса США одобрила военные расходы на 2025 финансовый год в размере $ 895,2 млрд. В 2024 году оборонный бюджет США составлял 886,3 млрд долларов. Бюджет предполагает выделение средств на нужды Пентагона, а также для программ Министерства энергетики, Госдепа и разведслужб; наряду с этим включает в себя и положения о продлении инициативы содействия безопасности Украины, о надзоре за такими программами. Кроме того, в документе говорится о запрете на обмен информацией с Россией в рамках договора СНВ-III и заключение контрактов с энергосектором РФ по линии Пентагона.

Для сравнения. Президент России В.В. Путин в декабре 2024 года подписал закон о федеральном бюджете на 2025— 2027 гг. Согласно документу, в 2025 году правительство увеличит расходы по статье «Национальная оборона» до нового рекорда в 13,49 трлн рублей (в 2024 г. — 10,8 трлн рублей).

Активно противодействует коллективный Запад динамичным и необратимым изменениям в процессе становления многополярного мира. Проявлением этого стало вмешательство США и особенно стран Западной Европы в конфликт на Украине с целью «нанести стратегическое поражение России».

США и их союзники стремятся переформатировать систему межгосударственных отношений за счет создания подконтрольных региональных альянсов. При этом на независимые государства оказывается беспрецедентное давление.

Расширение НАТО и его приближение к границам РФ стало одной из ключевых геополитических проблем современности. НАТО развивает стратегию расширения на восток с использованием новой структурной тактики — формирования связанных с альянсом двух континентальных военных союзов в Европе и Азии.

Страны альянса продолжают интегрировать новых членов НАТО (Финляндию и Швецию) в планы, силы и командные структуры, в том числе путем развертывания присутствия в Финляндии.

На начало 2025 года состав восьми боевых групп НАТО располагается в Болгарии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Словакии. Все группы интегрированы в командную структуру НАТО для обеспечения необходимой готовности и способности к реагированию. При необходимости боевые группы будут увеличены до уровня бригад, чтобы продемонстрировать высокую боеготовность войск стран-членов, возможность наращивания присутствия НАТО и готовность перемещать силы по Европе. Страны-члены уже показали возможность этого путем участия в учениях.

С февраля по апрель 2024 года Североатлантический альянс провел основной этап военных учений Steadfast Defender 2024 («Стойкий защитник — 2024»). Это самые масштабные военные учения альянса с 1988 года. В них было задействовано более 90 тыс. человек. Последние учения Astral Knight стартовали 15 мая 2025 года в Прибалтике, став главными комплексными учениями европейского командования США по противовоздушной и противоракетной обороне, которая сочетает в себе возможности наблюдения, раннего предупреждения и реагирования для эффективного обнаружения и нейтрализации воздушных угроз.

В целом можно утверждать, что отношения России и НАТО продолжают находиться в состоянии деградации.

2. Новая гонка вооружений. По сути, реализуются масштабные программы развития вооружений в условиях демонтажа системы их ограничения и контроля.

В последние годы демонтированы или оказались под угрозой ключевые системообразующие договоры по ограничению вооружений. В декабре 2001 года США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, тем самым стимулируя развитие средств ПРО и ракетно-ядерного вооружения.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был фактически блокирован странами НАТО, которые отказались модифицировать его фланговые ограничения. В 2011 году США объявили о прекращении выполнения обязательств по этому договору.

В 2019 году Вашингтон расторг Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

В ноябре 2020 г. завершился процесс выхода США из Договора по открытому небу (ДОН).

Сейчас США держат в подвешенном состоянии Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ 3), действие которого заканчивается 5 февраля 2026 года. Вашингтон отказывается начать содержательные переговоры о его модификации или продлении.

Таким образом, система ограничения ядерных и обычных вооружений разваливается.

3. Падение эффективности большинства международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций.

ООН не смогла предотвратить ряд крупных военных конфликтов: США и их союзники принимают решения о посылке войск и о санкциях, игнорируя Организацию. Происходит перекройка институтов, сформированных по итогам Второй мировой войны.

Резко упала эффективность Организации Объединенных Наций по безопасности и сотрудничеству в Европе, деятельность ОБСЕ фактически парализована.

Западники фактически приватизировали исполнительные структуры ООН, включая офис Генерального секретаря. Сейчас они усилили атаки на институт права вето. Система права США вышла за национальные границы во всех аспектах.

В условиях обострения противоречий наши оппоненты взяли курс на отстранение России от подконтрольных им многосторонних организаций, площадок, механизмов регулирования. Налицо ремилитаризация Германии и заявка Японии на отказ от пацифистских принципов внешней политики, что также расшатывает миропорядок.

Во взаимоотношениях большинства государств — участников международной деятельности падает уровень доверия. Одновременно нарастает использование санкций в международных отношениях. По сути дела, санкционная политика из исключения становится нормой. С 2014 года в отношении России запущено более 20 санкционных волн, охватывающих тысячи компаний и физлиц. В мае 2025 года ЕС принял 17-й санкционный пакет против России и тут же начал обсуждать 18-й.

Небывалого уровня ожесточенности достигли информационные войны, что приводит к демонизации различных участников международной деятельности.

4. Превращение России, ее отдельных внутренних и приграничных регионов, зон ее стратегических интересов в стратегический узел мировой политики.

Это связано с формированием системы, направленной на производство и экспорт нестабильности в направлении геополитических конкурентов, — так называемой Евразийской дуги нестабильности, включающей в себя территории от Северной Африки до Китая, в том числе Кавказ и постсоветскую Центральную Азию. Все операции в этой зоне проводятся под чужим флагом и чужими руками в виде гибридных войн и прокси-войн.

Дуга является частью более масштабной геополитической реальности, простирающейся от западной области Тихого океана и Восточной Азии до Индийского океана и Южной Азии.

Об этом пишет Джордж Фридман, руководитель организации Stratfor, в очередном анализе геополитической ситуации под названием «Геополитика Соединенных Штатов. Часть 1: Неизбежная империя» (The Geopolitics of the United States, Part 1: The Inevitable Empire): «Интересы США в области экономики и безопасности неразрывно связаны с событиями, происходящими на дуге, простирающейся от западной области Тихого океана и Восточной Азии до Индийского океана и Южной Азии, создавая смесь возникающих вызовов и открывающихся возможностей. Соответственно, в то время как вооруженные силы США будут продолжать делать вклад в обеспечение глобальной безопасности, мы, по необходимости, проведем перебалансировку сил в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона».

С учетом фундаментальных противоречий между Россией и Западом и перспективы их сохранения во временно́м горизонте как минимум в ближайшие 4-6 лет высока вероятность каскадообразного возгорания конфликтов на разных географических направлениях.

5. Продолжающаяся СВО на Украине. Коллективный Запад вынужден эскалировать конфликт на Украине.

Этот вывод подтверждают слова, сказанные в мае 2023 г. бывшим госсекретарем Генри Киссинджером: «Если спецоперация России на Украине увенчается успехом, вся концепция НАТО будет выброшена за борт. Это не может быть в национальных интересах США». В такой трактовке военный конфликт на Украине приобретает для западной аудитории судьбоносный характер.

Генеральный секретарь НАТО М. Рютте недавно подчеркнул: «Потребности Украины сейчас срочные, и мы усердно работаем над тем, чтобы делать больше и быстрее».

И хотя начавшийся диалог между Россией и США внушает определенный оптимизм по поводу возможных переговоров между Российской Федерацией и Украиной, лидеры Западной Европы активно противодействуют этому процессу, продолжая вынашивать планы военной поддержки неонацистского режима и дальнейшей милитаризации Западной Европы.

Президент США Дональд Трамп не хочет быть стороной конфликта на Украине. Это стало понятно после прямых переговоров с российским лидером В.В. Путиным. Вашингтон занял выжидательную позицию и предоставил возможность Москве и Киеву говорить напрямую. Европа к этому оказалась не готова. Особенно усердствуют Франция, Великобритания и Германия.

Президент России целей и задач СВО, важнейшими из которых по-прежнему выступают демилитаризация и денацификация Украины, не снимал. В мае 2025 года В.В. Путин добавил, что ожидаемый результат СВО — устранение первопричин, которые вызвали кризис, создание условий для долгосрочного, устойчивого мира и обеспечение безопасности России.

6. Имеющий устойчивую тенденцию конфликт на Ближнем Востоке (палестино-израильский). Израиль не планирует предпринимать серьезных шагов по урегулированию конфликтов в секторе Газа и Ливане. Наиболее вероятным сценарием развития событий на Ближнем Востоке считается продолжение военных операций Израиля в секторе Газа и на юге Ливана. Сохраняется вероятность вовлечения в этот конфликт и США, которые располагают разветвленной сетью военных баз в регионе и мощными группировками ВМС и ВВС в Персидском заливе и Средиземном море.

Потенциально уязвимые конфликтные точки — Корейский полуостров, Иран, Йемен, Афганистан, Босния и Герцеговина, Косово, Ливия, Судан, немалая часть Африки, Закавказье (Армения — Азербайджан), Эфиопия, почти весь периметр России и Китая, включая Приднестровье и Тайвань.

Верховный главнокомандующий ВС РФ отмечает, что международные конфликты и столкновения чреваты взаимным уничтожением. «Ведь оружие, способное это делать, существует и постоянно совершенствуется, приобретает новые формы по мере развития технологий. А клуб обладателей такого оружия расширяется, и никто не гарантирует, что в случае лавинообразного нарастания угроз и окончательного разрушения правовых и моральных норм оно не будет задействовано».

7. Силовое противостояние государств, приобретающее характер гибридной войны, включая «войну через подставных лиц» (by proxy), санкционное давление, кибероперации и информационное противоборство, что ярко проявилось в связи с украинским вопросом. По сути, можно говорить о том, что прежде понималось под термином «косвенная агрессия». Внешне гибридная война служит заменой «большой войны», скажем, в той же Европе, но, как показывают события этого года, все равно балансирует на грани прямого вооруженного конфликта между Россией и НАТО с перспективой ядерной эскалации.

Мы наблюдаем сегодня попытки переписать ключевые события истории.

Политические элиты Запада стали все более активно прибегать к ревизии исторической памяти об итогах Второй мировой войны. Их переосмысление увязывается с перспективно-стратегическим видением той или иной современной международной проблемы и их совокупности в целом.

9 мая 2025 года Президент России В.В. Путин в своей речи подчеркнул: «Мы помним уроки Второй мировой войны и никогда не согласимся с искажением ее событий, с попытками оправдать палачей и оболгать подлинных победителей.

Наш долг — отстаивать честь бойцов и командиров Красной армии, великий подвиг представителей разных национальностей, которые навсегда останутся в мировой истории русскими солдатами.

Россия была и будет несокрушимой преградой для нацизма, русофобии, антисемитизма, будет бороться с бесчинствами, что творят поборники этих агрессивных, разрушительных идей».

Все это связано с особенностями ментальной войны, направленной на лишение субъекта, на которого она нацелена, права самостоятельно распоряжаться собственной жизнью и собственной судьбой. Технологии ментальной войны и вообще ментальная война — это один из способов ведения войны, сочетающий в себе три уровня, как в любой войне. Включает в себя тактический уровень — это собственно информационная война (за доминирование на информационном поле, за то, что люди слышат и видят); второй уровень — оперативный — так называемая когнитивная война (борьба за то, как людям воспринимать информацию, за их способ мышления, чувства, эмоции); третий, долговременный, уровень ментальной войны — стратегический (переформатирование, перезагрузка, стирание или привитие нового мировоззрения; формирование того, как люди себя ощущают: кто они, что они и, главное, зачем они).

Атаки ведутся на нашу историю: выстраданную правду, институт президента, силовые структуры, Русскую православную церковь и, разумеется, молодежь. В этом противостоянии надо понимать, что у Запада стратегия только одна — уничтожить Россию посредством выращивания поколения манкуртов, лишив нас истории.

Таким образом, геостратегическая ситуация в мире характеризуется крайне высокой напряженностью и динамичностью, остается сложной и неустойчивой. Значительное влияние на нее оказывают системные кризисы глобального и регионального масштаба, связанные с ужесточением конкуренции между ведущими политическими, религиозными, финансовыми и экономическими центрами в условиях формирования многополярного мироустройства.

Россия и перспективы ее социально-экономического развития в условиях современной геополитической ситуации

Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года №229, констатирует: «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира».

Место России в мире определяется наличием у нее значительных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности, ее статусом постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участницы ведущих межгосударственных организаций и объединений, одной из двух крупнейших ядерных держав, государства — правопреемника (правопродолжателя) СССР.

В условиях противоречивой и сложной геополитической ситуации в мире руководство России продолжает последовательный и целеустремленный курс на всестороннее развитие нашей страны.

7 мая 2024 года В.В. Путин подписал Указ №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Документ содержит 82 пункта, сгруппированных в 7 крупных блоков и охватывающих все сферы: от демографии и экономики до экологии и цифровой трансформации.

В указе определены: а) сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи; б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) экологическое благополучие; д) устойчивая и динамичная экономика; е) технологическое лидерство; ж) цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

По сравнению с предыдущим указом (от 2018 г. с изменениями 2020 года) перечень поставленных целевых показателей и задач арифметически сократился вдвое — до 82 с более чем 160. Однако произошли содержательные изменения. Вернулась задача достижения Россией определенного места в мировой экономической «табели о рангах», теперь она сформулирована максимально амбициозно — выход не позднее 2030 года на четвертое место в мире по объему ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС).

Впервые сформулирована задача по количественному сокращению неравенства населения по доходам. Также впервые поставлены цели обеспечения россиян средним минимумом жилплощади на человека (не менее 33 кв. м к 2030 году и не менее 38 кв. м к 2036 году по сравнению с 28,8 кв. м за 2023 год — данные Росстата) и роста капитализации отечественного фондового рынка.

Конкретно по национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» предусматривается:

— увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни;

— повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 г. и до 1,8 к 2036 году, в том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей;

— снижение коэффициента Джини (индекс концентрации доходов) до 0,37 к 2030 году и до 0,33 к 2036 году;

— снижение уровня бедности до менее чем семи процентов к 2030 году и пяти — к 2036 г., в том числе уровня бедности многодетных семей до двенадцати процентов к 2030 г. и до восьми — к 2036 году;

— обеспечение повышения опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в том числе его рост к 2030 году более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 г., с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц.

Целевые показатели национальной цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» состоят:

— в увеличении к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов;

— увеличении к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов;

— увеличении к 2030 году доли молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, не менее чем до 45 процентов.

Целевые показатели программы «Комфортная и безопасная среда для жизни» предусматривают:

— обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. метров на человека к 2030 г. и не менее 38 кв. метров к 2036 году;

— улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов к 2030 году и на 60 процентов к 2036 году;

— реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 20 млн человек к 2030 году;

— строительство и реконструкция (модернизация) не менее чем 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки к 2030 году;

— увеличение к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта со сроком эксплуатации не старше нормативного не менее чем до 85 процентов;

— обеспечение в рамках программы социальной газификации населения подключения к сетевому природному газу не менее чем 1,6 млн домовладений к 2030 году и не менее чем 3 млн домовладений к 2036 г.

Целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Экологическое благополучие»:

— поэтапное снижение к 2036 году в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;

— ликвидация до конца 2030 г. не менее чем 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, утилизация и обезвреживание к 2036 году не менее чем 50 процентов общего объема отходов I и II классов опасности;

— снижение к 2036 году в два раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, сохранение уникальной экологической системы озера Байкал;

— сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках.

Целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика»:

• обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового и выход не позднее 2030 года на четвертое место в мире по объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, в том числе за счет роста производительности труда, при сохранении макроэкономической стабильности, низкого уровня безработицы и снижении уровня структурной безработицы. Ранее декларировалась цель вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира. Если брать последние данные МВФ (ВВП по ППС), эта цель почти достигнута. Сейчас Россия занимает шестое место, пропустив вперед Китай, США, Индию, Японию и Германию;

— снижение доли импорта товаров и услуг в структуре валового внутреннего продукта до 17 процентов к 2030 году;

— увеличение к 2030 г. объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата;

— обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции;

— вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации;

— увеличение к 2030 г. объема производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 процентов по сравнению с уровнем 2021 года.

По национальной цели «Технологическое лидерство» предусматривается:

— обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные);

— обеспечение к 2030 г. вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок;

— увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до двух процентов валового внутреннего продукта;

— увеличение к 2030 г. доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года.

Для достижения национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» установлены следующие целевые показатели и задачи:

— достижение к 2030 году «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования;

— увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— переход к 2030 г. не менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения;

— увеличение к 2030 году до 95 процентов доли использования российского программного обеспечения в государственных органах, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов;

— увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В рамках национальных целей созданы и реализуются национальные проекты: «Продолжительная и активная жизнь», «Семья», «Молодежь и дети», «Кадры», «Инфраструктура для жизни», «Эффективная транспортная система», «Экологическое благополучие», «Эффективная и конкурентная экономика», «Туризм и гостеприимство», «Международная кооперация и экспорт», «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Россия продолжает свой путь развития, приоритетом которого — обеспечение устойчивого роста во всех сферах жизни страны.

В сфере экономики принимаются меры, направленные на развитие инновационной экономики, сокращение зависимости от экспорта сырьевых ресурсов и укрепление финансовой стабильности.

В целом социально-экономическое и политическое развитие России направлено на достижение стабильности и повышение качества жизни населения.

Современный потенциал видов Вооруженных Сил и родов войск обеспечивает решение всех поставленных задач.

Мир кардинально и необратимо меняется. От предыдущих версий устройства мировой системы он отличается сочетанием, параллельным существованием двух, казалось бы, взаимоисключающих явлений: быстрорастущей конфликтностью, фрагментацией политического, экономического, правового поля, с одной стороны, и сохраняющейся теснейшей взаимосвязанностью всего мирового пространства — с другой.

Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, Российская Федерация в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно по-прежнему продолжает играть важную роль в мировых процессах.

Сегодня Россия — одна из ведущих держав мира, имеет значительный вес в мировой политике, экономике и общественной жизни. Уже несколько лет подряд страна проходит через сложные социально-экономические изменения, участвует в масштабных глобальных процессах и продолжает развиваться и занимать свои позиции на мировой арене.

Россия играет важную роль в международных организациях. РФ является постоянным членом Совета Безопасности ООН и обладает правом вето. Благодаря своим отношениям с другими странами Россия может влиять на принимаемые решения и становиться на ключевые позиции в международных дискуссиях.

Основные усилия Российской Федерации будут сосредоточены на обеспечении устойчивого и динамичного роста ее экономики, технологической модернизации, социальной ориентированности экономики, повышении уровня и качества жизни населения, повышении обороноспособности страны на основе оснащения Вооруженных Сил новейшими видами вооружений, позволяющими нарастить боевые возможности ВС РФ и гарантированно обеспечить сдерживание агрессии против России.

Литература:

1. Выступление министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на заседании Совета министров иностранных дел «Группы двадцати» на тему «Глобальная геополитическая ситуация». Йоханнесбург, 20 февраля 2025 года.

2. Ильницкий А.М. Ментальная война // Военная мысль. — 2021. — №8. — С. 19-33.

3. Карпович О.Г. Новая геометрия полицентричного мира: Монография. — М.: 2025. — 600 с.

4. Карпович О.Г. Место и роль России в современном мире: вызовы и риски [Электронный ресурс]. URL: http://xn—-7sbbaj7auwnffhkxn--p1ai/article/16373 (дата обращения: 11.05.2025).

5. Картина нарождающегося мира: базовые черты и тенденции (второе издание). — М: Дипломатическая академия МИД России, 2024. — 176 с.

6. Попов И.М. Войны XXI века: новые аспекты и подходы к типологии и содержанию [Электронный ресурс]. URL: http://www.milresource.ru/War-Popov.html (дата обращения: 11.05.2025).

7. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 №430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

8. Речь В. Путина на параде в честь 80-летия Победы. 9 мая 2025 года.

9. Россия и мир: 2025. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз // Научное издание. Ежегодник. Руководители проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. — М.: ИМЭМО РАН, 2024. — 212 с.

10. Современное положение России в мире [Электронный ресурс]. URL: http://vestizakamny.ru/blogi-zhitelei/blog-o-politike/sovremennoe-polozhenie-rossii-v-mire.html (дата обращения: 11.05.2025).

11. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

12. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 №229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». 13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».