Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации

Экстремизм стал одной из наиболее сложных социально-политических проблем современных обществ и государств. Это связано в первую очередь с многообразием его проявлений (наиболее опасное — терроризм). Они подрывают общественную безопасность и территориальную целостность, создают реальную перманентную угрозу миру, безопасности и устойчивому развитию, основам конституционного строя, межнациональному, межконфессиональному и социальному согласию.

В первом десятилетии XXI века экстремизм претерпел существенные изменения: глобализировался, сросся с транснациональной организованной преступностью, ощутимо возросла степень опасности экстремистских вызовов. Обладая трансграничным и транснациональным характером, международные экстремистские организации все активнее налаживают сотрудничество и взаимодействие в вопросах пропаганды экстремизма, фашизма, нацизма, финансирования, поставки снаряжения и средств вооружения, совершенствования методов вербовки и специальной подготовки новых членов, тактики подготовки и проведения экстремистских акций. Эскалация экстремистской активности порождает опасные антигосударственные и антиобщественные проявления в различных регионах планеты.

Деятельность международных экстремистских организаций становится все более изощренной и агрессивной, нацеленной на увеличение количества жертв и нанесение максимального ущерба. Экстремисты практикуют рассредоточение сил и средств, стремятся получить доступ к оружию массового уничтожения, опираются на последние достижения в области высоких технологий. Они активны на идеологическом и пропагандистском фронте, вербуют новых сторонников, используют радикальные настроения, питаемые международными и внутренними конфликтами, политическими кризисами, межэтническими и межконфессиональными противоречиями.

Экстремизм имеет множество определений, что вызывает серьезные трудности в его изучении.

В широком смысле экстремизм (от лат. extremis — «крайний») означает идеологическую приверженность к радикальным взглядам и действиям во всех сферах общества.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» подробно перечисляет признаки понятия «экстремистская деятельность» (экстремизм).

К ним относятся:

насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и т.д.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации деятельность террористических и экстремистских организаций отнесена к числу основных угроз государственной и общественной безопасности.

Правовые основы государственной политики в сфере противодействия экстремизму в нашей стране закладывают Конституция, общепризнанные международные правовые акты и международные договоры, федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др. Важнейший политико-правовой документ в сфере противодействия экстремизму — Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (новая редакция Стратегии утверждена Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344).

Суть понятия «терроризм» можно охарактеризовать как создание в обществе обстановки всеобщего страха. При этом само понятие «террор» (от лат. terror — «страх», «ужас») закрепилось в лексике во время Великой французской революции 1789 года.

Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» гласит, что терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм как одна из наиболее агрессивных разновидностей экстремизма относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты влекут массовые человеческие жертвы, разрушение духовных и материальных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

В Российской империи о терроризме как средстве политической борьбы заговорили только в начале 1860-х годов. За этим последовало создание первых тайных террористических организаций, включая «Народную волю», члены которой в 1881 г. совершили теракт в отношении российского императора Александра II.

С конца ХХ века Российская Федерация подверглась массированной атаке со стороны международного терроризма. В отдельные регионы из-за рубежа устремились боевики и организаторы террористических нападений, при поддержке иностранных террористических структур были налажены теневые каналы финансирования террористического движения и контрабандной поставки средств ведения незаконной вооруженной борьбы. Страна понесла значительные человеческие потери, под ударом неоднократно оказывалась территориальная целостность государства.

Все это потребовало от руководства России неотложных и решительных шагов по созданию качественно новой системы контртеррористического противодействия.

После одного из крупнейших и наиболее циничного акта терроризма в России — захвата средней школы в г. Беслане 1 сентября 2004 года, жертвами которого стали 334 человека, в том числе 186 детей, руководство страны коренным образом пересмотрело подходы к антитеррористической деятельности.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 13 сентября 2004 года, выступая на расширенном заседании Правительства Российской Федерации, заявил: «Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества».

Во исполнение высказанных главой государства установок были изданы Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Они заложили правовой фундамент качественно новой общегосударственной системы противодействия терроризму (ОГСПТ). В основу ее функционирования был положен переход от преимущественно силового подавления терроризма к комплексному противодействию. Система включает в себя не только меры по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, но и деятельность по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений (схема 1).

Полномочия по организации и координации усилий по противодействию терроризму на федеральном уровне сосредоточены в руках межведомственного коллегиального органа — Национального антитеррористического комитета (НАК). В состав НАК входят руководители государственных органов, обладающих полномочиями в области противодействия терроризму (в том числе ФСБ, МВД, Росгвардии, ФСО, Минобороны России, МЧС и др.), включая заместителей руководителей обеих палат Федерального собрание, Администрации Президента, Правительства Российской Федерации. Для пресечения терактов силовыми способами и управления проводимыми в этих целях контртеррористическими операциями в составе НАК образован Федеральный оперативный штаб.

Чтобы координировать противодействие терроризму на региональном уровне, во всех субъектах Российской Федерации сформированы антитеррористические комиссии (АТК) и оперативные штабы (ОШ) в составе руководителей региональных органов власти, наделенные полномочиями в области противодействия терроризму. Кроме того, с учетом специфики организации и проведения антитеррористических мероприятий и предотвращения террористических угроз в морских пространствах созданы ОШ в морских районах (бассейнах).

Приоритетами НАК стали организация борьбы с активными бандами и «спящими ячейками» боевиков, противодействие распространению идеологии терроризма, обеспечение антитеррористической защищенности объектов промышленности, транспорта и жизнеобеспечения, повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению каналов финансирования и иного ресурсного обеспечения террористической активности.

При формировании антитеррористической нормативной правовой базы разработано и принято около 90 федеральных законов, издано 30 указов Президента, свыше 200 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Эти нормативно-правовые акты направлены на улучшение механизмов управления контртеррористическими операциями, проведения профилактических мероприятий, организации деятельности НАК, ФОШ, АТК, ОШ в субъектах Российской Федерации и ОШ в морских районах (бассейнах), а также федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Важными шагами на пути модернизации госуправления в сфере противодействия терроризму стали нормативное закрепление обязательности решений НАК и АТК в субъектах Российской Федерации для органов государственной власти, организаций, должностных лиц и граждан с установлением административной ответственности за их неисполнение.

В развитие антитеррористического законодательства усилена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, а также за заведомо ложное сообщение об акте терроризма из хулиганских побуждений и в отношении объектов социальной инфраструктуры.

Криминализирована пропаганда терроризма. Установлена уголовная ответственность за несообщение о подготовке и совершении преступлений террористической направленности.

Кроме того, установлена уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в деятельности террористической организации, а также в вооруженном формировании на территории иностранного государства.

Особое внимание НАК уделял совершенствованию системы межведомственной координации в процессе силового подавления бандгрупп и террористических ячеек, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа.

В результате с 2006 по 2021 год при проведении оперативно-боевых мероприятий и контртеррористических операций при оказании вооруженного сопротивления уничтожено более 2,5 тысячи бандитов, среди которых свыше 330 бандглаварей и эмиссаров МТО. Задержано около 4,5 тысячи боевиков, к отказу от противоправной деятельности удалось склонить более 900 террористов и их пособников.

Национальный антитеррористический комитет ведет системную работу по профилактике всплесков терроризма.

Например, одна из важнейших задач здесь — снижение уровня радикализации различных групп населения, в первую очередь молодежи, а также недопущение их вовлечения в террористические массы. Для ее решения в Российской Федерации с 2008 года на плановую основу поставлена работа по противодействию идеологии терроризма. В декабре 2018 года Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы. Этот документ объединяет усилия федеральных органов исполнительной власти, а также региональных органов власти и местного самоуправления, позволяя наиболее эффективно задействовать возможности каждого субъекта ОГСПТ.

Спектр профилактических мероприятий широк: от акций общепрофилактического характера по формированию антитеррористического сознания (например, проведение ежегодно 3 сентября Дня солидарности в борьбе с терроризмом) до индивидуальной работы с конкретными лицами — потенциальными пособниками террористов, сторонниками радикальных учений в исламе, членами семей ликвидированных бандитов и т.п.

Правоохранительные органы выявляют и пресекают деятельность вербовщиков МТО в социальных сетях, в том числе путем блокировки интернет-ресурсов с противоправной информацией и удаления материалов, содержащих пропаганду терроризма, ведь, как известно, лидеры международных террористических организаций умело используют различные способы вовлечения в свои ряды новых участников. Набирая рекрутов в разных странах, они тем самым расширяют зону своего влияния.

В этих целях ими активно применяются современные информационные и коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы, социальные сети и мессенджеры. В среде террористического бандподполья популярно создание и тиражирование пропагандистских видеороликов, использование социальных сетей для возбуждения межнациональной или межконфессиональной вражды. Выполненные в жанре социальной рекламы ролики подготавливают массовое сознание к принятию радикальных идей, формируют соответствующие социальные представления, активизируют антиобщественную реакцию аудитории. Такое медийное воздействие — часть террористических и экстремистских практик, фактор их эффективного функционирования.

В целом за годы, прошедшие со дня основания Национального антитеррористического комитета, отечественная общегосударственная система противодействия терроризму обрела четкие контуры и укрепилась.

В результате существенно снизился уровень террористических угроз в Российской Федерации, стабилизировалась обстановка на Северном Кавказе, удалось не допустить проявления терроризма в период проведения важных общественно-политических и международных мероприятий.

Число предотвращенных терактов в последние годы в десятки раз превышает количество случаев, когда бандитам удавалось реализовать свой преступный замысел.

Существенный профилактический эффект имеет соблюдение принципа неотвратимости наказания. Например, продолжается работа по розыску лиц, причастных к нападениям на г. Буденновск в июне 1995 года, псковских десантников (6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии) 1 марта 2000 года и другим резонансным терактам. Значительная часть из террористов уничтожена, многие найдены и понесли заслуженное наказание.

В целом созданная в нашей стране система обеспечения антитеррористической защищенности объектов соответствует актуальному уровню террористических угроз и формирует условия, препятствующие совершению терактов.

Тем не менее говорить о полной стабилизации обстановки пока еще не приходится. Серьезные угрозы безопасности Российской Федерации исходят со стороны ряда международных террористических организаций. В их числе запрещенные в России «Исламское государство», «Аль-Каида», «Имарат Кавказ», «Хайят Тахрир аш-Шам», «Катиба Таухид валь-Джихад», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», действующие с территорий государств Ближнего Востока, афгано-пакистанской зоны, Северной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Закавказья, Турции и Украины.

Основными источниками угроз стали возникающие в разных регионах страны автономные ячейки и террористы-одиночки. Опасность, исходящая от этих преступников, в силу объективных трудностей их выявления на стадии подготовки терактов представляет серьезный вызов силовым структурам.

В последнее время прослеживается тенденция возвращения на родину из-за рубежа лиц, принимавших участие в боевых действиях на стороне МТО. Такой контингент имеет боевой опыт и обучен мерам конспирации.

Особую тревогу вызывает всплеск активности исламистов по разворачиванию своих формирований на территории Афганистана. Усилиями лидеров террористов он превратился в плацдарм по распространению идей джихада и вербовке новых рекрутов, что создает серьезную угрозу безопасности стран Центральной Азии, прежде всего Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

Усилилась конкуренция между МТО «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещены в России) за источники финансирования и поступления вооружений, новых сторонников, включая специалистов в области высоких технологий.

Борьба за лидерство в террористическом интернационале сопровождается слияниями и поглощениями отдельных групп боевиков, возникновением новых группировок, тяготеющих к той или иной международной террористической организации.

В совокупности это ведет к росту террористической активности, пересмотру тактики, способов и методов ее организации, используемого в этих целях инструментария.

Таким образом, последовательная и системная кампания в сфере антитеррора — важнейшее условие обеспечения безопасности России и граждан нашей страны. Грамотная координация действий силовых структур и органов власти всех уровней — залог нейтрализации угроз террористического характера.

Роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в общегосударственной системе противодействия терроризму

Борьба с терроризмом в нашей стране протекает на основе комплексного подхода к реализации политических, социально-экономических, правовых, информационных, а при необходимости — и силовых мер.

Для оперативного решения вопросов, относящихся к компетенции Минобороны России, в состав Национального антитеррористического комитета на постоянной основе включены Министр обороны Российской Федерации и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

На поле противодействия терроризму Вооруженные Силы действуют по двум основным направлениям: предупреждение и предотвращение террористических актов, направленных против военных объектов и военнослужащих; обеспечение участия сил и средств Вооруженных Сил в общегосударственной системе противодействия терроризму.

Рассматривая первое направление деятельности, следует отметить, что в силу своей специфики военные объекты постоянно находятся под прицелом террористических организаций. Это обусловлено прежде всего наличием на их территории вооружения и боеприпасов, потенциально опасных веществ, сооружений, технических установок, захват либо вывод из строя которых в результате террористического акта станут серьезным резонансным и дестабилизирующим обстановку событием.

В этой связи предупреждение и пресечение террористических актов на военных объектах относится к одной из доминант Министерства обороны.

Для их охраны, обороны и антитеррористической защищенности в Вооруженных Силах создана система ситуационного реагирования на возможные террористические угрозы. Она подразумевает претворение в жизнь комплекса мер по постоянной (повседневной) охране военных объектов, содержанию в готовности к применению подразделений, назначенных для борьбы с терроризмом, а также своевременное наращивание усилий в случае необходимости. Для выполнения этих задач в каждой воинской части и на каждом военном объекте созданы и проходят специальную подготовку подразделения антитеррора.

Наращивание возможностей этих подразделений предусмотрено за счет подразделений усиления и резерва, назначаемых в каждом военном гарнизоне.

Безусловно, роль специальных служб и правоохранительных органов в противодействии терроризму неоспорима. Вместе с тем для адекватного реагирования на новые вызовы и угрозы и противостояния им иногда требуется привлекать дополнительные силы и средства государства. Важнейшие из них — Вооруженные Силы, обладающие необходимым силовым потенциалом. Подразделения Вооруженных Сил привлекаются в том случае, когда масштабы террористической угрозы таковы, что уже не могут быть пресечены только лишь усилиями правоохранительных органов. В отдельных случаях силы и средства Минобороны России используются для выполнения задач, решение которых не может быть возложено на иные структуры.

Исходя из этого как компонент общегосударственной системы противодействия терроризму Вооруженные Силы могут применяться для решения четырех основных задач:

участия в контртеррористических операциях, проводимых под руководством Федерального оперативного штаба или оперативных штабов в субъектах Российской Федерации и в морских районах (бассейнах);

пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

пресечения террористических актов в морской среде, на объектах морской производственной деятельности и обеспечения безопасности национального морского судоходства;

пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Для участия в контртеррористических операциях в состав группировок оперативных штабов в каждом субъекте Российской Федерации от Вооруженных Сил назначены силы и средства огневой поддержки с необходимыми средствами поражения, в том числе танками, боевыми машинами и артиллерией. Кроме того, в состав группировок, формируемых для проведения контртеррористических операций, для оказания помощи органам безопасности и правопорядка по их заявкам направляются подготовленные для выполнения специфических задач инженерно-саперные подразделения, подразделения радиационной, химической и биологической разведки, медицинские отряды, расчеты беспилотных летательных аппаратов.

В постоянной готовности к действиям в составе резерва Федерального оперативного штаба содержатся мобильные резервы командующих войсками военных округов. Это наиболее подготовленные, хорошо экипированные и обеспеченные современным вооружением подразделения специального назначения, разведывательные подразделения, подразделения воздушно-десантных и десантно-штурмовых соединений, а также соединений и воинских частей морской пехоты.

Подразделения Вооруженных Сил продолжают участвовать в мероприятиях по поддержанию стабильности в Северо-Кавказском регионе России.

Военнослужащие Минобороны России совместно с подразделениями ФСБ России, МВД России и Росгвардии в составе объединенной группировки войск (сил) выполняют боевые задачи по поиску, обнаружению, обезвреживанию и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, стремящихся организовывать и осуществлять террористические акты на Северном Кавказе.

К проведению таких операций привлечены наиболее подготовленные боевые подразделения — разведывательные и специального назначения Южного военного округа и Воздушно-десантных войск. Кроме того, в состав объединенной группировки войск (сил) включены воинские части и подразделения одного из наиболее боеготовых объединений Южного военного округа — 58-й общевойсковой армии.

Меры по устранению угрозы терактов в воздушной среде реализуют дежурные силы и средства Воздушно-космических сил, а также войска (силы) видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемые к выполнению задач противовоздушной обороны.

Задачи пресечения террористических актов во внутренних и территориальных водах Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на российском континентальном шельфе, а также обеспечения безопасности национального морского судоходства решаются в ходе выполнения боевой службы и боевого дежурства силами и средствами Военно-Морского Флота.

Одной из важнейших задач остается пресечение международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации. Наиболее ярким примером ее выполнения служат действия российских Вооруженных Сил в Сирийской Арабской Республике, где Россия с 30 сентября 2015 года по просьбе руководства Сирии помогает сирийскому народу в борьбе против международных террористических структур.

В декабре 2017 года активная фаза операции по ликвидации бандформирований была завершена. Уничтожена большая часть боевиков террористических формирований, от радикалов избавлено 90 % территории Сирии.

В ходе операции освобождено более 1400 населенных пунктов, уничтожено порядка 130 тысяч боевиков (в том числе свыше 800 лидеров бандформирований), более 1500 боевых бронированных машин, около 1200 пикапов с крупнокалиберными пулеметами, более четырех тысяч орудий, реактивных систем залпового огня и минометов (в том числе кустарного производства).

Российскими специалистами разминировано около 10 тысяч гектаров территории, более 20 тысяч зданий и сооружений, 1600 километров дорог, обнаружено и уничтожено более 143 тысяч взрывоопасных предметов.

Российская группировка войск (сил) по-прежнему оказывает авиационную поддержку подразделениям сирийских вооруженных сил по уничтожению разрозненных групп боевиков.

Российские советники консультируют военное руководство страны, обучают сирийских военнослужащих.

Центр по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев ведет мониторинг соблюдения режима прекращения боевых действий, проводит гуманитарные акции, оказывает содействие в доставке гуманитарных конвоев ООН в наиболее нуждающиеся районы Сирии, а также помощь в возвращении сирийских беженцев и временно перемещенных лиц к местам довоенного проживания. Достигнутые российской стороной соглашения с сирийской оппозицией и курдами позволили возобновить товарный обмен между различными регионами Сирии, ранее разделенными гражданской войной. Разрешена проблема обеспечения гуманитарного доступа. Населению доставлены сотни тонн продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости.

Содействие России позволило сирийскому правительству приступить к восстановлению экономики страны и дало мощный импульс процессу политического урегулирования ситуации в Сирии.

Вклад Российской армии в дело борьбы с терроризмом в Сирийской Арабской Республике ни у кого в мире уже не вызывает сомнений.

Кроме того, в соответствии с российским законодательством и с учетом перевооружения на современные образцы вооружения и военной техники Вооруженные Силы готовы пресекать террористическую деятельность за пределами нашей страны посредством превентивных ударов в любой точке планеты, откуда исходит угроза для России.

Таким образом, Министерством обороны Российской Федерации в рамках общегосударственной системы противодействия терроризму ведется постоянная и кропотливая работа, направленная на противодействие террористическим угрозам, а также на повышение готовности войск (сил) к антитеррористическим действиям при возникновении угроз такого рода.

Как итог можно констатировать, что в последние годы мировой геополитической ситуации присущи особая непредсказуемость и неопределенность развития. В значительной степени это обусловлено кризисом однополярного мира и переходом к полицентричной системе международных отношений. Однако прежние центры силы не намерены отказываться от доминирующего положения и нередко используют международный терроризм в качестве инструмента борьбы за власть и глобальное доминирование.

Особенностью современного терроризма становится его использование в качестве одного из инструментов гибридной войны. Немало примеров, когда под предлогом борьбы с этим злом происходит прямое, подчас военное иностранное вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Избирательные обвинения в поддержке терроризма становятся излюбленным приемом для организации международного давления на неугодные режимы. Не менее безответственны стремления делить террористов на «своих» и «чужих» и при этом манипулировать и теми и другими.

Международные террористические организации не оставляют попытки вовлечения в противоправную деятельность отдельных лиц для совершения террористических актов либо пособничества террористам. Устремления террористов по-прежнему направлены на объекты органов власти и места массового пребывания людей.

Поэтому очевидно, что в нашей стране продолжится совершенствование стратегии, практических форм и методов борьбы с терроризмом, а Минобороны России в ближайшем будущем останется одним из важнейших участников противостояния ему.

ЛИТЕРАТУРА:

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344.

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы. Утв. Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665.

Единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 29.12.2021).

Минобороны — материалы по противодействию терроризму [Электронный ресурс]. URL: http://nac.gov.ru/minoborony.html (дата обращения: 29.12.2021).

Раздел «Противодействие терроризму» официального сайта Министерства обороны России [Электронный ресурс]. URL: https://structure.mil.ru/mission/fight_against_terrorism.htm (дата обращения: 29.12.2021).

Пятнадцать лет против террора. Интервью директора ФСБ России Александра Бортникова связи с 15-летием образования Национального антитеррористического комитета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/03/10/direktor-fsb-za-10-let-v-rossii-udalos-predotvratit-okolo-200-teraktov.html (дата обращения: 29.12.2021).

Герасимов В.В. О роли и месте Вооруженных Сил Российской Федерации в общегосударственной системе противодействия терроризму. // Вестник Национального антитеррористического комитета. — 2021. — № 1 (25). — С. 39-43.

В МИД РФ заявили о террористической угрозе для России из Афганистана [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2021/12/29/17079493.shtml (дата обращения: 29.12.2021).