Под лозунгом «Даёшь импортозамещение!» началось сокращение продаж автомобилей иностранного производства (иномарок) на российском рынке. Всё те же лица, всё те же санкции. Только вот эти санкции бумерангом возвращаются к их инициаторам. США, Япония и Евросоюз, теряющие свои доходы от падения продаж автомобилей, тем не менее продолжают политику «наказания» России и понемногу уходят с нашего рынка, принося в жертву свои предприятия.
В результате декабрьского обвала рубля и снижения платёжеспособности россиян, спрос на автомобили ряда иностранных автопроизводителей, в первую очередь американских, европейских и японских, резко сократился. Так, только за первые два месяца 2015 года продажи иномарок в России по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года упали в среднем на 35%.
Напомню, авторынок сначала объявил о приостановке продаж по старым ценам, затем поднял цены на 20-30%, а теперь вовсе решил прекратить поставки, сворачивая или уменьшая производство автомобилей в России:
- 5 июля 2014 г. Запорожский автозавод (ЗАЗ, Украина, работавший по контракту «Шевроле») заявил об уходе с российского рынка. Причина — низкий спрос.
- август 2014 г. Chrysler Group (США) прекратил поставки автомобилей марки Dodge. Причина — та же, низкий спрос (с начала года в России удалось продать лишь 26 новых автомобилей Dodge).
- август 2014 г. Skoda (Чехия) прекратила производство в России модели Fabia.
- 17 ноября 2014 г. SEAT (Испания) принял решение с 1 января 2015 г. прекратить поставку автомобилей.
- февраль 2015 г. Peugeot Citroen (Франция) — прекращены продажи автомобилей Citroen DS5 и Peugeot RCZ.
- 7 февраля 2015 г. Volvo (Финляндия) — бессрочно остановлена сборка грузовых автомобилей на заводе Калуге; штат сотрудников сокращён на 30%.
- февраль-март 2015 г. Honda (Япония) — прекращены поставки моделей Civic-хетчбэк и Crosstour.
- 10 марта 2015 г. Mazda (Япония) — прекращены поставки модели Mazda 3 (продажи более дорогой модели — Mazda 5, продолжены).
- 12 марта 2015 г. Audi (Германия) прекратила сборку на заводе Volkswagen в Калуге моделей Q5, Q7 и A7 (ассортимент моделей Audi, собираемых в нашей стране, т.о. был сокращен в два раза).
- 18 марта 2015 г. General Motors (они же — GM, США) полностью прекратила поставки и продажи Opel на российском рынке. Chevrolet (GM, США) в России остаётся, но только со своими люксовыми моделями Corvette, Camaro и Tahoe.
- 19 марта 2015 г. SsangYong (Корея) с января этого года приостановил поставки автомобилей из-за ослабления рубля, о чём стало известно только сегодня.
Интересный факт: уход с российского рынка иностранных производителей с середины прошлого года как-то мало афишировался. Но вот решение об уходе из России General Motors — крупнейшей американской автомобильной корпорации, до 2008 года на протяжении 77 лет являвшейся крупнейшим производителем автомобилей в мире, получило широкую огласку. Ещё бы, ведь теряется такой рынок сбыта! Уход гиганта автопрома из страны с населением в 150 миллионов человек — это Вам не малоизвестный SsangYong.
Помимо прекращения продаж автомобилей Opel, в корпорации GM также принято решение о консервации завода GM в Санкт-Петербурге; под сокращение попадают около 1 тысячи сотрудников. Напомню, что ранее, рассчитывая увеличить в 2015 году мощности питерской площадки почти в 2,5 раза (с 98 до 230 тыс. автомобилей), GM инвестировал сюда около $300 млн. До недавнего времени здесь производились Chevrolet Cruze (седан), Chevrolet Captiva, Opel Astra (седан и хэтчбэк) и Opel Antara.
Под сокращение кроме того попала и контрактная сборка седанов и хэтчбеков Chevrolet Aveo на мощностях предприятия группы ГАЗ в Нижнем Новгороде.
В минувшую среду GM объявил о том, что оценивает российский рынок как площадку «с неясной долгосрочной перспективой» и отказывается от большинства своих проектов в РФ. В целом американская компания с немецкими корнями ожидает затрат на уход из России в сумме около $600 млн., и это только вынужденных расходов. В течение 2015 года корпорация планирует распродать складские остатки автомобилей и полностью свернуть технологии в России.
Я не представляю себе размеров тех сумм, которые потеряет американский автогигант General Motors, вычеркнув нашу страну из списка партнёров!
И пока в правительстве ищут других производителей, способных занять на российском рынке место General Motors по принципу «Свято место пусто не бывает, одни уходят, другие приходят», а профсоюзы борются за компенсационные пакеты в размере 18 против 7 окладов, предложенных руководством ООО «Джи Эм Авто» работникам питерского завода GM, региональные дилеры сообщают, что складских запасов иномарок хватит всего на полгода, и думают о том, как жить дальше.
Дилеры с оптимизмом пока рассчитывают на замещение поставщиков и заявляют о сохранении штата сотрудников. Это напомнило мне прошлогодние речи о том, что антироссийские санкции санкции не коснутся рядовых граждан, за которыми последовали сообщения о росте безработицы.
PS. Сегодня из всех российских предприятий, куда инвестировал миллионо-доллары GM, работающим пока (!) остаётся лишь GM-AVTOVAZ. Ну а про качество российских «тазиков» мы знаем не понаслышке…
Радует одно: штаб-квартира американской GM расположена в Детройте — в городе-банкроте. Ещё немного, и хана ему совсем. Ждём радостных известий, Америка!