Сегодня лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский пожаловался на то, что у него начал разваливаться ё-мобиль, подаренный ему несостоявшимся автопроизводителем Михаилом Прохоровым в 2014 году. Как рассказал сам политик на встрече с молодежью в Госдуме, у автомобиля «осыпался аккумулятор».
Если бы не эта новость, я вообще вряд ли вспомнил был про и Михаила Прохорова, и про его разработки, канувшие в лету. Да и о многих других вещах предпочёл бы не вспоминать никогда. Но чем больше я вникал в суть, связывая события друг с другом, тем больше понимал суть российского бизнеса, и тем мрачнее становилась моя физиономия.
К концу дня, когда у меня в голове сложился окончательный сценарий этой публикации, новость про забавного Жириновского уже не вызывала у меня столько восторга. Да и про самого лидера ЛДПР, и про ё-мобиль я уже не вспоминал. Мысли были заняты другим. Почему так получилось и о чём я думал?
Да потому что под «осыпавшимся» аккумулятором Жириновский подразумевает тяговую батарею (электромотора), которая была собрана из 132 элементов китайской фирмы Ip Corporation. При напряжении в 450 Вольт и условной емкости в 100 A.ч. она способна запасать энергию, обеспечивающую запас хода в 190 километров (это сертифицированный пробег на одной зарядке по европейскому циклу ECE). Реальный городской пробег без ограничений составляет всего 90-100 километров.
Знаете почему в ё-мобилях были установлены китайские батареи, а не российские, например елецкого предприятия «Энергия»? Я не думаю, что в Ельце, который вот уже полвека снабжает источниками тока военную, ракетную и железнодорожную промышленность, не смогли бы изготовить специально по заказу Прохорова тяговые батареи (для ё-мобиля). Отнюдь.
И дело вовсе не в стоимости рабочей силы, если говорить о миллиардном населении Китая. Всё связано с наценками, которые возникают в России по мере создания той или иной продукции, её движения со склада поставщика на склад перекупщика и т.д. Я почти уверен в том, что средняя себестоимость закупаемых материалов, из которых всё и производится, примерно одинаковая. Тем более, что Китай давно обогнал Россию по уровню средней з.п.
Всё куда проще. Дело в том, что в Китае слишком высока расплата за коррупционные связи и преступления против государства. Цена — смертная казнь. Отсюда и низкие цены на продукцию. У нас всё с точностью до наоборот. Государство поощряет преступность и хищения, покрывая близких к корыту людей.
Вернёмся к горю Жириновского. Напомню, что в своё время Прохоров произвёл всего три, а точнее четыре ё-мобиля, прежде чем отказался от идей продвижения бренда, и в 2014 году избавился от убыточного ё-бизнеса. СМИ тогда сообщили, что одно транспортное средство находится у самого Прохорова, второе он подарил Владимиру Жириновскому, ещё один электромобиль остался в распоряжении ё-инжиниринг в Минске. Владелец четвёртого ё-мобиля пожелал остаться неизвестным.
Я как сейчас помню этот проект Прохорова, который три года пиарили по всем телеканалам. Но что вдруг случилось с планами на будущее, когда казалось, что россияне вот-вот получат долгожданную новинку, которая обещала стать народной. (Здесь стоп! Проверю одну догадку, если подтвердится — изложу ниже.)
Несмотря на то, что ё-мобиль был почти готов к запуску в серийное производство (строительство завода для него велось полным ходом), миллиардер Прохоров отказался оборудовать машину подушками безопасности. Более того, машина даже не прошла краш-тесты. Причиной отказа от этих мер была названа слишком высокая цена, которая даже для олигарха оказалось неподъёмной. Поэтому конструкторы ё-инжиниринг ограничились лишь испытанием ремней безопасности и виртуальным краш-тестом.
От вступления перейду к сути.
Два дня назад мне на глаза попалась публикация на тему того, что на «АвтоВАЗе» ведётся активная работа над новой «Lada 4×4 NG» (New Generation, или Новое поколение — прим. themajor.ru). Как автомобилист, который следит за новинками рынка, я не смог пройти мимо и решил узнать, какие изменения ожидают новинку отечественного автопрома, и заодно решил поинтересоваться ценой.
Отказ от заднего моста, поперечный мотор — ух ты! А что ещё, новый кузов будет? Конечно будет! На многих сайтах пишут о заявлении пресс-службы «АвтоВАЗа», где якобы сказано — на сайте автогруппы я не нашёл ничего об этом — о том, что окончательное решение по выбору платформы (компании-донора и производственной линии — прим. themajor.ru) ещё не принято, но судя по неофициальным сигналам из Тольятти, вероятнее всего «Нива» станет городским кроссовером. И судя по иллюстрациям — ещё каким кроссовером!
Приглядевшись к силуэту и деталям, в новом облике «Нивы» я легко узнал черты Range Rover Evoque. Что говорить, я в тот же день показал картинку своему коллеге, пальцем закрыв на ней надпись «Lada», и спросил, на что похож автомобиль с картинки. Он сразу спросил меня: «Лэнд Ровер?»
Порывшись в интернете, я узнал, что картинка с изображением обновлённой «Нивы» не новая. Ей уже несколько лет. Но есть и свежие идеи, которые в прошлом году предлагали дизайнеры из Тольятти. И судя по иллюстрациям, дизайн модели близок к Volvo XC40.
Месяц назад в своей статье, которая называлась «О стране-победителе, или о том, для чего нужно включать мозг», я уже отмечал, что оформление надписи «LADA» на крышке багажника новой «Весты» был содран у шведской фирмы VOLVO. Позже, когда я почитал публикации на эту тему, мои сомнения были развеяны. Недаром что во главе «АвтоВАЗа» [до недавнего времени] стоял Бу Инге Андерссон, выходец из шведского SAAB (GM), который с 2009 до 2013 года занимал должность президента «Группы ГАЗ» и сумел реформировать ГАЗ, выведя его из убытков в $120 млн к прибыли $1 млрд в первый же год!
Одновременно с его приходом, летом 2014 года над значительной долей акций группы «АвтоВАЗ» получил контроль альянс Renault-Nissan (67,13%). С того же момента началось стремительное реформирование легкового автопрома России. Заговорили про импортозамещение, про новую «Ладу», на горизонте замаячили «Vesta» и «X-Ray», и одновременно с этим исчезает ё-мобиль миллиардера Прохорова.
Осмелюсь предположить, что причиной его ухода стало давление на бизнесмена, которому с его электромобилем, с готовым производством и строящимся заводом по силам было составить конкуренцию «АвтоВАЗу». Ведь ещё в 2009 году «ВАЗ» оказался нежизнеспособным, и если бы не предложение французской Renault и не подписание протокола о сотрудничестве, я думаю, что вряд ли Игорь Комаров (предшественник Бу Андерссона) отдыхал бы сейчас в кресле заместителя руководителя Федерального космического агентства (в «Роскосмос»), любуясь Орденом Почёта…
Кстати, всего год назад Бу Андерссона внезапно выперли из «АвтоВАЗа». Видимо родственные связи в системе государственного обеспечения и в цепочке закупок и поставок оказались настолько пронизаны коррупцией, а российский менталитет населения глубинки, привыкшего работать по-старому (по-«совковому»), оказались куда страшнее, чем ожидал Андерссон, который взялся было наводить порядок в подчинённой ему отрасли, которую «успешные» российские руководители и «эффективные» менеджеры едва не похоронили за два последних десятилетия и продолжали разваливать прямо у него на глазах.
«Поматросили и бросили», — я бы так назвал ситуацию с Андерссоном, который успешно наладил выпуск «Весты» и «Икс Рей» для Сергея Чемезова, после чего шведа обвинили в упадке производства и выгнали с позором.
Чтобы Вы понимали, о чём идёт речь, и при чём здесь Сергей Чемезов, «берлинский» друг Владимира Путина, я напомню, что «АвтоВАЗ» контролируется офшорной (как вообще такое возможно в нашем государстве?!) нидерландской компанией Alliance Rostec (по-русски: Ростех — прим. themajor.ru) Auto B.V., которая является совместным предприятием «Ростеха» и Renault-Nissan. Руководит корпорацией «Ростех», и по совместительству числится в советах директоров различных [пока ещё не приватизированных] государственных корпораций, Сергей Чемезов, которого даже назвали русским мафиози.
И вот сейчас я напомню Вам о своей догадке, которую обещал проверить ранее. Летом 2014 года в «АвтоВАЗе» начались подвижки. В совете директоров компании произошли кадровые перестановки (Сергей Чемезов оставил пост председателя, став «серым кардиналом» — заместителем председателя), а её президент объявил о предстоящем запуске в производство трёх новых моделей — Lada Vesta, Lada XRay и Lada XRay Cross.
Михаил Прохоров, двумя годами ранее заявивший о себе как кандидат в президенты, вступивший в «противостояние» с Владимиром Путиным, со своим народным и фактически готовым к запуску ё-мобилем, не вписывался в планы [первых лиц и близких друзей] отечественного автопрома. Кормушка и завязанная на неё цепочка могли не то чтобы рухнуть, но потерять многое рисковали. Возможно поэтому, чтобы не потерять всё (например, как Михаил Ходорковский), Михаил Прохоров не стал соперничать с бизнесом друзей президента, и оставил свой бизнес, грозивший многим.
О чём я хотел сказать, уважаемые читатели? На сайте шведской автомобильной компании «Volvo» красуется следующий девиз:
Наши будущие автомобили станут новым, восхитительным воплощением духа Швеции
Эти слова произнёс Томас Ингенлат, старший вице-президент по дизайну. На сайте российской компании «АвтоВАЗ» нет никаких девизов и лозунгов. Потому что всё это лишнее — концепции и прочая филосифия. У бывших советских гэбэшников есть лишь одна идея: скопировать то, что есть, и на этом заработать. Для чего напрягаться, когда можно взять то, что буквально лежит под ногами, особенно когда в твоих руках такой административный ресурс, как личная дружба с президентом?
Сегодня отечественный «ВАЗ» спасает французский Renault — после Андерссона её возглавил Николя Мор, француз по происхождению, выходец из «Рено». Именно поэтому на сайте русской компании сегодня фигурирует масса фамилий явно иностранного происхождения — Алеш Братож, Макс Миссана, Ян Птачек, Пол Миллер и т.д. И сейчас я почти уверен, что «Нива» нового поколения будет создана на базе внедорожного француза «Дастера». Как стало известно, руководство «АвтоВАЗа» решило отказаться от первоначального варианта модели с рабочим названием «Лада 4х4 NG» и с внешним обликом Land Rover’а. Вот только не постигнет ли Николя участь Буу Андерссона?
Кстати, друзья президента, забывшие что такое собственные разработки, уже окончательно начинают терять совесть. Накануне Минпромторг потребовал от автопроизводителей унифицировать узлы и агрегаты автомобилей разных марок. Это делается с целью ограничения количества и создания универсальных платформ, на которых российские предприятия в последствии смогут собирать псевдоотечественные автомобили.
Минпромторг даже попытался шантажировать автопроизводителей, заявив, что только построенные на таких универсальных платформах модели смогут рассчитывать на получение мер государственной поддержки.
Однако иностранные производители автомобилей послали Дениса Пака с его требованием в одно [заднее] место, добавив при этом, что с их мнением согласны большинство участников автомобильной отрасли. А руководитель по внешним связям компании «Хендэ Мотор СНГ» Анна Костюхина при этом добавила, что «потребителей нельзя лишать возможностей выбирать те автомобили, которые им нравятся».
Включайте мозги, господа «эффективные» менеджеры. И если вы умудрились развалить автопром, то будьте добры и починить его назад! (Жаль только «ЗиЛ» уже не спасти…)
Но боюсь, что с нынешними ценами на «Ладу» возродить российский автопром вряд ли когда-то получится. Отвалить 750 тысяч рублей за отечественный корыто-седан, цены на который завышены на 30-50 процентов? Нет уж, увольте! За те же деньги лучше я поезжу на корейце «Hyundai» с китайским движком или вовсе на чистом китайце, чем на уродце «Vesta» с корейским обликом и шведским логотипом, и буду при этом уверен, что мне не потребуется эвакуатор.
И со мной могут согласиться многие.
Но как быть, когда уже объявленные цены нужно по-прежнему сохранять высокими, а ещё лучше поднимать вслед за курсом доллара. Для этого нужны искусственные меры. Для этого необходимо снизить конкуренцию. Поэтому сегодня мы с Вами можем наблюдать, как иностранных автопроизводителей буквально вытесняют с отечественного рынка.
Но прямым текстом ведь не скажешь: «Вы здесь в России лишние. Прощайте!» Поэтому используются другие меры. И первым — а точнее вторым — таким шагом стала идея с установкой системы «ЭРА-Глонасс» и запрет импорта на те автомобили, где она не будет установлена или сертифицирована с прохождением соответствующих тестов. А вот первым шагом как раз и стало увольнение «непатриотичного» шведа Андерссона, который пытался разрушить коррупционные связи в отрасли — его обвинили не только в убытках «АвтоВАЗа», но и в ограничении импортозамещения. Ну и третий шаг, это и есть попытка Минпромторга обязать всех плясать под одну дудку.
Вот только не длинна ли дуделка?
PS. Cегодня вечером я уже встретил «первые ласточки» — в новостях написали о росте цен на иномарки. Этого я ожидал. Вот только пока не известно, на сколько они вырастут. Буду следить за этой темой.