19.05.2012 Майские праздники в этом году прошли на «Ура!» Накануне, конечно же, долго решали, куда податься из пыльной и скучной столицы, чтобы не потратить впустую праздничные дни. Варианты рассматривались разные, вплоть до экскурсионной поездки в район Чернобыльской АЭС в Припять…
Поразмыслив, всё же решили ехать на мою малую родину — в Елец. Мой коллега Александр (1), ярый экспериментатор и любитель совершать внезапные вылазки, отказался-таки от идеи посетить Припять — я уговорил его поехать на праздники со мной и моей супругой в Липецкую область. К тому же на ум ему пришло, что так он может встретиться с товарищем по игре «Казаки» Александром (2) из Липецка.
На том и порешили. Датой выезда назначили раннее утро 6 мая, чтобы к обеду быть в Ельце.
Как провести майские праздники. Едем в Елец
6 мая. Москва, 7 часов, начало праздничного дня. Выезжаем на Липецкую улицу с надеждой, что рано утром трасса М-4 «Дон» будет свободной от автомобилей. Куда там! Выехали за МКАД и почти сразу встали в пробку, которая тянулась от Видного до Домодедово. Но дальше дело пошло и магистраль «разъехалась» — авто набирали скорость и стало свободнее. Так что примерно к 12:30 мы были в районе Станового.
В очередной раз отмечу бестолковую установку дорожных знаков на российских дорогах.
Поворот на Елец со стороны Москвы на трассе «Дон» обозначен малоприметным знаком, который сиротливо стоит в где-то в стороне от обочины. Заметить его там на скорости 90-100 км/ч очень трудно! Елец — второй по величине город Липецкой области, а судя по дорожному указателю, это какая-то захолустная деревенька. Нет бы сделать предварительный знак, предупреждающий о приближающемся повороте на Елец или выделить надпись на знаке крупным шрифтом! Да и сам знак перенести с обочины ближе к магистрали — уже было бы куда лучше!
Уважаемые туристы, если вы едете в Елец со стороны Москвы по трассе М-4 «Дон», приготовьтесь к том, что сразу же после километрового знака — указателя расстояний «355» снижайте скорость до 50-60 км/ч. Примерно через полкилометра будет поворот на Елец — это старая дорога, ведущая через Становое и Елец на Воронеж. В Становом размещен крупный пост ДПС.
Поправка: с 2014 года километровый указатель «355» находится на платном участке трассы «Дон», ведущем из Москвы в обход Яркино и Ельца на Воронеж, съезд к Становому на 355-м километре закрыт. Поэтому, чтобы попасть в Елец, Вам потребуется проехать по альтернативному участку магистрали через Яркино и Становое.
Итак, поворот на Елец мы проглядели, и поэтому пришлось въезжать в город со стороны Лебедяни, через Аргамаченскую слободу. Зато какое зрелище открывается с этой стороны путнику, впервые заглянувшему в древний город! Купола Вознесенского собора уже издали сверкают золотом в солнечных лучах, как бы приветствуя путешественников и благословляя их дорогу. Затем с Лебедянского моста открывается прекрасная панорама на Вознесенский собор, Введенский и Покровский храмы — слева, а справа на действующий Знаменский монастырь и развалины Владимирского храма.
Спустя ещё 15 минут, в течение которых нам пришлось объезжать ямы на елецких дорогах — я в этот момент сгорал от стыда перед коллегой! — мы наконец прибыли к моим родителям на Лавы.
Привет с Воргола!
6 мая. Передохнув с дороги и пообедав, мы решили не тратить время на «раскачку», а быстро обсудили план наших дальнейших поездок, расставили приоритеты и распределили время.
Первым делом мы решили посетить реку Воргол и Воргольские скалы, известные многим скалолазам и альпинистам. Выдвигаемся в сторону Ольховца и через него — на Дерновку.
* * *
Я немного ошибся в выборе маршрута, и поэтому в Дерновке мы выехали не на тот скальный выступ. Вместо Звонарей мы оказались неподалёку от старого карьера на краю деревни (на снимке справа).
* * *
Немного отойдя от волнения от радостной встречи с Воргольскими скалами, мой попутчик Александр чуть осмелел, и сразу же подобрался ближе к краю обрыва.
* * *
Перед нашим московским гостем открывается вид долину Воргола. Пойма реки перед Дерновкой живописна!
* * *
Возвращаясь через деревню, чтобы по другому маршруту спуститься к Ворголу, мы были атакованы местными гусями, за которыми присматривали дружелюбные с виду цыгане.
* * *
Несмотря на малый клиренс своего авто, Александр решил спуститься на своём Mitsubishi Lancer прямо к берегу Воргола.
Я иду впереди, предупреждая водителя о возможных провалах грунта на пути.
* * *
«Звонари» — самый излюбленный скалолазами и популярный у туристов скальный массив Воргольских скал.
* * *
От Дерновки спускаемся вниз к реке. Наш путь туда, где полным-полно туристов-альпинистов, бодро перетаскивающих из машин в палатки и обратно ящиками (!) пивные запасы.
* * *
Людей в долине Воргола не-ме-ре-но!
На тропинке, ведущей от берегов реки к вершине Звонарей, не заканчивается движение снующих туристов.
* * *
А в это время альпинисты штурмуют Звонари.
* * *
Оставили машину и пошли к реке. Этот мостик позволяет жителям села Рябинки пересекать реку по пути из Дерновки, так как другого короткого маршрута нет.
* * *
Подножие Звонарей, как и большая часть долины Воргола, сплошь покрыто жесткой травой, колючими кустарниками и деревцами. Брр, не пролезть!
* * *
Люди на скалах снизу смотрятся муравьями. Снимок сделан с 10-кратным увеличением с помощью объектива.
* * *
На вершине скального выступа «Звонари» всегда много людей, обычных туристов типа нас, а также робких фотографов.
* * *
Одинокий скалолаз напомнил мне маляра-высотника, отрабатывающего практические навыки в выходной день.
* * *
Моя супруга Женя, не горя желанием ползать по скалам и прочим колючим штукам, осталась у машины.
* * *
Судя по ощущениям и проведённым замерам, предполагаю, что высота скального выступа Звонари достигает 40 метров. Не более. Правда некоторые острословы пишут в интернете, что высота Звонарей 60 метров.
* * *
Ну, не так уж и высоко. Но дух на самом краю захватывает!
* * *
Это видимо какой-то клан совещается…
Обратите внимание на группу товарищей по предварительному сговору, расположившуюся слева! ))
* * *
Olympus ZD 40-150mm f/4.0-5.6 позволяет сделать довольно резкий снимок c 10-кратным увеличением, но с приятным мягким фоном и без каких либо хроматических аббераций.
* * *
От Александра до противоположного края долины реки, что за заднем плане, всего-то 470 метров. Но снимок, сделанный с помощью телеобъектива, получил именно такой фотоэффект, словно берег прямо позади объекта съёмки.
* * *
С вершины Звонарей очень хорошо виден тот самый мостик через Воргол.
* * *
Это снаряжение, установленное скалолазами для крепления страховочных тросов, пробудет здесь ещё несколько дней, пока длятся праздники. А может и несколько недель, или даже до конца сезона.
* * *
Примерно такими маленькими могли выглядеть в XIV-XVII веках татары, когда за ними сверху наблюдали славянские воины из-за стен своего городища, которое располагалось наверху скалы.
* * *
На заднем плане виднеются крыши усадеб Дерновки.
* * *
Эти тропинки хорошо известны альпинистам Звонарей. Мы решили не дёргаться, не ползать там и поберечь здоровье.
* * *
Звонари привлекают туристов и верхолазов со всех уголков центральной России. Здесь пробиты уже более 40 скальных маршрутов.
* * *
Группа товарищей-наблюдателей подбадривает криками своего коллегу.
* * *
Страховка на скалах — превыше всего!
* * *
— А где тут у меня ножичек был?..
— Да ладно, не ищи. Свой возьму
* * *
Это маленькое хитрое животное мы встретили на лугу, что расстилается над Звонарями. Оно бегало и заманивало к обрыву туристов своей малиновой ленточкой на шее.
Но мелкая козявка так и не далась выловить и погладить её ))
* * *
Пастух, который стерёгший стадо, на пару с Александром смешили меня как могли!
Ваш покорный слуга и автор. Фото на память.
* * *
Таким предстает весной перед туристами каньон реки Воргол по пути от Звонарей к Копченому Камню. На переднем плане — бывшая паровая вальцовая мельница купца Николая Ивановича Талдыкина и висячий мостик через реку.
* * *
Мы крались неспешно следовали за этой парой по пятам некоторое время, потом потеряли интерес и свернули вниз к реке.
* * *
Так сегодня выглядит река Воргол перед плотиной (видна вдали слева) на бывшей мельнице купца Н.И. Талдыкина. В советское время здесь была база отдыха предприятия «ЕлецТяжСтрой». Ныне это частное владение.
* * *
Проход к мельнице через мостик напрочь перекрыт колючей проволокой и прочей хренью. Спрашивается, зачем? Ведь все равно обойдем…
* * *
Чтобы оказаться на развалинах мельницы, мы отправляемся в обход реки в сторону моста, что расположен ниже по течению.
* * *
Но вскоре решили не делать крюк до моста, а осторожно перейти Воргол вброд, благо уровень воды при открытом водосбросе на плотине достигал в этом месте всего 60-70 см.
* * *
Здание бывшей усадьбы купца Николая Талдыкина при мельнице сохранилось, но находится в плачевном состоянии.
* * *
Никем не охраняемая территория памятника истории частной собственности приходит в запустение и постепенно разрушается от времени и непогоды.
За неё нынче просят 25 млн. рублей.
* * *
Подвалы под зданием купеческого особняка исследовать мы не решились, потому что не имели при себе даже спичек.
* * *
А вот верхние этажи мы изучили достаточно хорошо.
* * *
Второй этаж особняка до сих пор держится благодаря толстым бревенчатым перекрытиям. Внутри, естественно, ничего нет — все разбито, кругом осыпающаяся штукатурка.
* * *
Такой вид открывается из коридора 2-го этажа особняка на бывшую мельницу.
* * *
Ну конечно, для чего лестница? Чтобы взбираться по ней!.. Решаем проверить содержимое чердачного помещения.
* * *
Лучше всего в здании купеческого особняка сохранился чердак и перекрытия крыши. Время их практически не тронуло, хотя прошло больше целого века (возможно в советское время проводился капитальный ремонт перекрытий и потому кровля выглядит довольно крепкой).
Однако с потолка мне за шиворот постоянно осыпалась штукатурка — потолок явно грозит в скором времени обрушиться.
* * *
У входа в подвал особняка задержались на пару кадров.
* * *
Стены водолечебницы неплохо сохранились с 19-го века!
* * *
Начинаем исследовать внутреннюю часть мельницы.
* * *
Осталось только выяснить, кто поддерживает порядок на территории участка…
* * *
Это строение вблизи водолечебницы, судя по своему строению и внешнему виду, использовалось скорее всего как каретный двор, а затем, уже в 20 веке — как гараж.
* * *
Стены мельницы сохранились хорошо и простоят еще много десятков лет!
* * *
Навесной мост через Воргол возле стен мельницы пока исправен.
* * *
Услышав слева нерусский диалект, я понял, что это иностранные аборигены сплавляются по Ворголу.
* * *
Не догадываясь о той участи, которая поджидала её ниже в 300 метрах по течению, девушка счастливо улыбалась и разглядывала двух диких русских, лазающих по мосту — меня и моего спутника.
* * *
Честно говоря, я поразился тому, что увидел на Ворголе иностранных туристов!
* * *
А эта тётенька на ломаном русском языке благодарила меня за мимолётный рассказ о том, что сиё огромное строение не замок, а всего-навсего мельница обычного елецкого купца. (Только задумайтесь о былом величии Ельца: в Европе строили замки таких размеров, а у наших купцов такими были мельницы…)
* * *
Привет c Воргола!
* * *
Это «наши» иностранцы сплавляются в сторону водосброса на плотине.
* * *
Александр забрался внутрь мельницы через проём со стороны реки.
* * *
Перекрытия между этажами не сохранились. Стены прорастают изнутри травой и кустарником, которые явно щадят их.
* * *
На первый взгляд это отделение, выложенное внутри мельницы из известняка, могло служить для установки механизма, передававшего вращающий момента водяного колеса, установленного снаружи здания, на верхние этажи, где были установлено мельничное оборудование.
* * *
Александр обнаружил внутри машинного отделения мельницы вот такой агрегат. Назначение его пока не известно.
Очень уж он похож на барабан, лопасти которого вращались внутри кожуха паровой турбины. Первая мысль: неужели на мельнице была устроена паровая турбина, а не паровой двигатель с поршнем, как я предполагал ранее?! (Задача самому себе на ближайшее будущее: нужно еще раз посетить Воргол и исследовать мельницу.)
* * *
В помещении за первым оконным проемом была устроена ременная передача вращающего момента с парового двигателя на вальцы мельницы, которая шла с этажа на этаж. В дальнем — была устроена котельная, пар из бойлера которой поступал на паровой двигатель (или турбину).
* * *
Бревенчатые перекрытия и опорные колонны мельницы разрушены древесными жуками и непогодой. Из-за отсутствия кровли атмосферные осадки уничтожили все несущие элементы межэтажных перекрытий.
* * *
От этого проёма внутрь мельницы к противоположной стороне здания (или наоборот?) через его центральную часть устроен каменный канал, назначением которого я сильно и надолго озадачился… Ширина канала — около 1,5 метров.
* * *
Внизу каменного строения — колодца виден найденный нами ротор. Диаметр его около 1 метра.
* * *
Фотосессия на природе, но уже не наша. Туристы встречаются на мельнице летом очень часто, да и зимой они не редкость.
* * *
Могу предположить, что в этом здании на территории усадьбы были устроены гостевые номера (или лечебница с залами для отдыха), т.к. в самом особняке помещения слишком малы.
* * *
Вот такая красота гибнет без хозяйской руки! И дело-то всего в жалких 25 млн. рублей.
* * *
Позади гостиницы (назову её так) устроена лестница с живописными перилами, ведущая на смотровую площадку на крыше здания.
* * *
Вид на мельницу с прогулочной площадки, устроенной на крыше гостиницы.
Завершив наш маленький экскурс, мы двинулись в обратный путь. Снова перешли Воргол в том же месте, и вдоль его русла поднялись вверх по течению.
По пути к месту нашей остановки меня не покидала мысль о найденном внутри мельницы роторе с лопастями. Перебрав кучу вариантов, а затем уже дома побродив по интернету, я пришёл к следующему выводу. Мельница Николая Талдыкина изначально имела лишь водяной движитель — колесо, установленное снаружи здания на реке. Оно приводило в движение ременную передачу с этажа на этаж, таким образом приводя в движение механизмы и агрегаты мельничного производства. Вскоре внутри мельницы была устроена водяная турбина. Для чего она использовалась? Изначально я склонялся к тому, что турбина также была движителем ременной передачи на этажи мельницы. Но натолкнувшись на одном из сайтов на статью «Гидроэлектрическая станция своими руками», я оставил эту идею. Вряд ли ротор диаметром в 1 метр был способен обеспечить передачу необходимой мощности в 5-этажном здании. Турбина наверняка применялась на мельнице для получения электроэнергии. Но об этом будет отдельная статья.
В предчувствии громадных «люлей» от моей Жени за то, что мы оставили её в одиночестве на полтора часа, я нетерпеливо подгонял Александра в обратный путь. Встретили заброшенный карьер, который, видимо, давным давно начали разрабатывать, а потом работы запретили из-за угрозы разрушения заповедника, и карьер перенесли на окраину деревни Дерновки.
Завершив прогулку по Воргольским скалам, мы выдвинулись в Елец. Впереди нас ожидали еще несколько чудесных туристических прогулок. Сохранив в памяти поездку на Воргол, мы начали планировать следующую — в Липецк. Отчет об этой вылазке смотрите в следующем моем обзоре.
[su_label type=»important»]На заметку: [/su_label]Интересующимся темой Воргола и Воргольских скал предлагаю посетить сайт «На Воргол!», где Вы найдёте достаточно информации об этом заповедном уголке Елецкого района.