Для центральной части России и второй половины октября свойственны ночные заморозки и первый снег. Температура воздуха на улице в эти дни опускается до минус 5-10ºC градусов, и в течение дня держится около 0ºC, редко поднимаясь выше. А прогноз погоды отныне регулярно начинает передавать снег, который может порошить на протяжении нескольких дней, а затем снова сменяется дождями, и так вплоть до декабря.
В этот период времени на дорогах образуются идеальные условия для гололедицы, особенно опасной для автомобилистов на летних шинах. Поэтому ближе к концу октября в автосервисах и в шиномонтажных мастерских выстраиваются многочасовые очереди из желающих «переобуть» свой автомобиль по сезону.
Когда менять резину на колёсах?
Тянуть с заменой резины, пережидая первый лёд или снег, не стоит. Дело здесь вовсе не в количестве снега и не в толщине льда, а в определённых свойствах, которыми обладает резина, используемая не по сезону. А с началом заморозков риск оказаться на обледеневшем или заснеженном покрытии с неподходящими шинами довольно велик.
Сезонную смену резины рекомендуется производить, когда температура воздуха преодолевает отметку 5-7ºC градусов. Ниже этой температуры летняя резина становится твёрдой, теряет эластичность и сцепные свойства, даже на сухом асфальте, а выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины.
Чтобы понять, как меняет с наступлением морозов свои свойства летняя резина, я предлагаю Вам следующий несложный эксперимент.
Когда температура воздуха опустится до +5ºC градусов, обуйте на ноги резиновые сапоги, в которых ещё летом Вы ходили на рыбалку (или работали на мокрых грядках на даче), и затем смело выходите на улицу. Погуляйте 15-20 минут по асфальтовой дорожке. Как только резиновая обувь начнёт застывать от холода, Вы почувствуете разницу: теперь каждый шаг будет отдавать глухим стуком. Это потому что подошвы сапог стали словно пластиковыми, а попытка затормозить ими об асфальт, как это было летом, не даст желаемого эффекта — сапоги будут скользить по асфальту.
Точно так же дела обстоят и с автомобильными шинами. Резина, которая используется при производстве зимних и летних покрышек, обладает определённым химическим составом, который «работает» только при заданном температурном режиме. Недаром что шины делятся на летние, зимние и всесезонные, а их свойства утрачиваются при смене сезона.
Поэтому, как только температура воздуха на улице достигнет стабильной отметки в 5-7ºC градусов, можете смело «переобувать» авто: осенью в зимнюю резину (в липучку или в шипы), а весной — в летнюю. И лишь те, кто ездит на всесезонной резине, могут быть относительно спокойны за поведение автомобиля в период смены сезонов.
Я не являюсь сторонником всесезонных шин, потому что они имеют ограничения. Напомню читателю, что всесезонная резина абсолютно не предназначена для использования в сильные морозы и/или в теплую погоду. Оптимальный температурный режим её эксплуатации – около 0ºC градусов.
Действует ли запрет на использование летней резины зимой?
Формально такой запрет был введён ещё 1 января 2015 года, когда в силу вступил Технический регламент стран Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Требования документа предусматривают обязательное использование зимней резины с декабря по февраль включительно, а также вводят запрет на использование шипованных покрышек в летний период с июня по август. Причем эти границы каждый регион может корректировать самостоятельно. Другое дело, что наказания за неисполнение требований техрегламента в России пока нет. Подобное действие лишь попадает в категорию прочих нарушений со штрафом в 500 руб., однако законодательство не содержит чётких критериев того, как, когда и за что именно можно наложить взыскание.
Что такое зимние шины?
Пункт 5.6.3. Техрегламента стран Таможенного союза даёт следующее описание зимних шин:
Зимние шины предназначены для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии; они маркируются знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее.
Cимвол снежинки на фоне горы означает, что данный комплект шин испытан в условиях снежной тяги и соответствует требованиям «Ассоциации производителей резины Канады» и «Ассоциации производителей резины США». Именно такая резина, на которую нанесён символ снежинки, является зимней. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.
Кроме символа снежинки на боковую поверхность шин наносится и другая маркировка, поясняющая допустимые условия их эксплуатации.
Так, на зимних кордах чаще всего присутствует маркировка «М+S» («М&S», «М S») или просто «S». Такую маркировку расшифровать просто: комбинация «М+S» представляет собой сокращение словосочетания «Mud + Snow», что дословно переводится как «Грязь и Снег». При этом следует понимать, что такая надпись ни в коем случае не означает, что шина зимняя, хотя и расшифровывается, как «Грязь и Снег», и про химический состав резины, от которого зависит сезонность шин, она тоже ничего не говорит.
Аббревиатура «М+S» означает лишь только то, что шина оснащена протектором (грунтозацепами), который предназначен для езды вне асфальта, либо по асфальту, где есть грязе-снеговая каша.
Маркировка «М+S» может наноситься как на зимние, так и на всесезонные, а также внедорожные летние шины. Однако последние нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора. В случае с летней резиной значок «М+S» указывает лишь на хорошие показатели проходимости автошины.
Какими бывают зимние шины?
В отличие от своих летних товарок, зимние шины имеют более глубокий протектор с развитыми грунтозацепами и множеством ламелей (канавок), помогающих шине цепляться за снег и лёд.
По принципу строения протектора зимние шины делятся на шипованные и фрикционные. Оба этих вида резины предназначены для эксплуатации в условиях с пониженной температурой, но при этом имеют свои преимущества и недостатки.
Первая оснащается шипами противоскольжения — твердыми профилированными стержнями, состоящими из корпуса и износостойкого элемента, которые устанавливаются в выступе протектора для повышения сцепления с обледенелым или заснеженным дорожным покрытием. Сечение их профиля может быть различным: если раньше шипы были исключительно круглыми, то со временем они эволюционировали и обрели множество граней.
Второй тип резины, нешипованную фрикционную, чаще называют «липучкой». Она не имеет шипов, но даже без них неплохо работает на льду, обеспечивая сцепление за счет большего количества канавок-ламелей, чем есть у шипованных шин. Шиповки тоже имеют ламели, но у «липучки» их в разы больше и они глубже.
Торможение автомобиля, «обутого» в любой из указанных типов шин, осуществляется за счёт тех преимуществ, которыми их наделил производитель. Шипованные покрышки призваны вгрызаться своими когтями в лёд или в снег, а фрикционная «липучка» увеличивает коэффициент сцепления посредством защемления ламелями дорожного покрытия или сухого льда, а к мокрому асфальту она словно прилипает.
Что лучше — шипы или «липучки»?
Среди автомобилистов годами идут нескончаемые споры на тему того, какой тип шин лучше выбрать на зиму — шипованные или фрикционные? И здесь каждый склонен делать выбор по-своему: опытные водители основываются на жизненном опыте, а начинающие автолюбители ищут ответ на форумах, стараясь прислушаться к чужому мнению, которое не всегда оказывается правильным.
В целом правило выбора типа зимней резины следующее: «шиповки» лучше работают в снежной каше на загородной трассе и на мокром льду во время оттепели, а «липучкам» лучше даётся торможение на влажном асфальте в городских условиях или на морозном льду.
Вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте шипованная резина работает не хуже, чем «липучки», а иногда даже лучше. И напротив, на льду «липучка» может дать фору шипованной резине. Объяснение такому поведению есть: промороженный лед тверже бетона и шипы попросту не в силах его проколоть; резина в шипованных шинах более жесткая и на сильном холоде дубеет так, что перестает выпускать шипы в зоне контакта с дорогой, а «липучки», напротив, изготовлены из более мягкого состава.
Поэтому выбор типа шин напрямую зависит от условий эксплуатации, к которым относится не только температурный режим, но и наличие воды или снега на дорогах, сильная облачность или яркое солнце, сила ветра и многое другое. Определённое сочетание указанных выше факторов в один момент коренным образом может изменить Ваше представление о шипах и/или «липучках».
Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее — «липучки». При этом очень важны состояние льда и… погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более успешно справляются со своей задачей шипы. Но яркое солнце даже в мороз может чуть-чуть подтопить лёд, и тогда он станет более скользким, и здесь «липучки» уже не справятся. При таких условиях шиповки могут оказаться лучше даже при -20-25ºС, когда в пасмурную погоду выигрывают «липучки».
В своих тестах, проводимых уже более десятка лет, журнал «За рулём» не раз сталкивался с этими явлениями. Мнения инженеров ведущих мировых производителей автомобильных шин, в этих вопросах тоже разделяются. Лишь в одном все специалисты пока едины:
Температура «равнодействия» шипованной и фрикционной резины — 15ºС градусов мороза.
И всё-таки, что же лучше — шипы или «липучки»? Чтобы найти четкий ответ на вопрос, кто тормозит эффективнее и при каких условиях, эксперты журнала «За рулём» провели несколько собственных исследований. Для испытаний был выбран раскатанный до блеска участок дороги. А чтобы на состояние льда влияла только температура воздуха, замеры проводились в пасмурную погоду или после захода солнца, способного быстро подтопить лед.
В морозную погоду (-19±1ºС) лучшие тормозные свойства с перевесом почти в 20% показали «липучки», а среди шипов преимущество на стороне более широких «бриллиантовых» шипов.
В холодную погоду (-13±1ºС) шипованная резина и «липучки» тормозят практически одинаково (разница менее 1%).
С потеплением до -5±1ºС «липучки» потерпели поражение: в таких условиях шипованная резина была эффективнее почти в два раза!
При температуре 0…-1ºС «липучки» безоговорочно, почти в два с половиной раза проигрывают шиповкам на льду.
Как определиться с выбором типа зимней резины
Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: суровые снежные зимы, промороженные дороги — предпочтительнее нешипованные колеса; мягкие зимы, частые оттепели, сменяющиеся гололедом, — лучше шипы. Четкого ответа на вопрос, что лучше — шипы или «липучки», до сих пор нет, иначе «ненужные» шины просто перестали бы покупать и выпускать.
Чем ниже температура, тем больше разница в пользу липучек. Как уже отмечалось ранее, с понижением температуры усилие, требуемое для прокола льда шипом, растёт. Кроме того, холодный лед более шершавый, а «липучкам» только этого и нужно. С потеплением вода, появляющаяся между льдом и шиной, работает как смазка, и липучки скользят. В то же время размягченный лёд позволяет шипам запустить когти поглубже, а значит, такая резина тормозит более эффективно. Ближе к 0ºС градусов воды в пятне контакта шины с дорогой становится больше. Она мешает уже и шиповкам — шипы плохо держатся в размягчённом льду, разламывают его и теряют эффективность, хотя и не столь агрессивно, как «липучки» — у них здесь преимущество.
Шины зимние фрикционные (нешипованные, или «липучки») предназначены для использования на участках дорог, где снег практически отсутствует. Такая резина идеальна в тех случаях, если вы избегаете загородных поездок по непроходимым участкам дорог, а свой автомобиль используете в городе и на трассах, где снежный покров своевременно убирается (!) специальной техникой.
Но более мягкие и тихие «липучки» требовательнее к уровню водительского мастерства на льду. К тому же при блокировке колес на автомобилях без ABS сцепление таких шин со льдом значительно падает, что крайне опасно.
У «шиповки» более стабильные сцепные свойства на любых покрытиях, включая сухой асфальт, хотя они менее комфортны из-за шума.
Напоследок несколько добрых советов:
- Перед покупкой шин старайтесь ознакомиться с несколькими тестами одной шины от разных изданий и продавцов, чтобы наглядно увидеть, как она себя ведет при изменении методик и условий испытаний. Кроме того обращайте внимание не только на общую оценку, но и на результаты каждого отдельного испытания, наиболее подходящего для себя. К примеру, если шина прекрасно проявила себя на мокром и сухом асфальте, а в Вашем регионе зимой преобладают снежные дороги, значит эти оценки для Вас неактуальны. Ищите в тестах шины с лучшими результатами на снегу и льду.
- Учитывайте, что по мере износа и старения резины характеристики шин будут ухудшаться. Поэтому, выбирая для покупки б/у шины, Вы не можете рассчитывать в полной мере на заявленные в тестах свойства и особенности резины.
- Зимой устанавливайте максимально допустимую узкую резину с высоким бортом. Узкая резина оказывает большее удельное давление на единицу площади дороги. (Ошибочным считается мнение, что широкая резина лучше для зимы. Да, контакт со снегом у неё лучше, но и сопротивление больше.)
- При покупке новой резины устанавливайте лучшую резину на заднюю ось, независимо от привода автомобиля. Качественные покрышки сзади — это победа в возможной борьбе с заносом.
- При каждой сезонной смене шин следует проводить балансировку колес, даже если Вы меняете колеса с дисками в сборе.
- Не забывайте следить за давлением в шинах! Эффективное торможение и предсказуемую траекторию тормозного пути Вам гарантирует только равномерная подкачка.
- В любую непогоду, к которой можно отнести и снегопад, и гололёд, и обычный дождь, сбавляйте скорость на 10-20 км/ч ниже максимальной разрешённой на дороге. Помните: не следует полагаться только на новую резину. Виртуозно управлять автомобилем в сложных погодных условиях Вам помогут лишь годы тренировок, внимательность и полная концентрация на дороге, а самое главное — соблюдение элементарных правил дорожного движения.
На этом всё. В следующем выпуске я расскажу о том, как правильно обкатать выбранную зимнюю резину.
Источники:
Зимние шины: как выбирать и когда «переобувать»? // Интернет-издание «За рулём.рф» [1998-2016]. URL: http://www.zr.ru/content/articles/732331-eksperty-shinnoj-test-gruppy-za-rulem-pomogut-v-vybore-zimnej-reziny/ (дата обращения: 26.10.2016).
Как правильно выбрать шины на зиму – особенности маркировки на зимних шинах // «АвтоПрайд»: сайт. [2006-2016]. Дата обновления: 29.10.2014. URL: http://www.autopride.ru/journal/kak-pravilno-vybrat-shiny-na-zimu-osobennosti-markirovki-na-zimnix-shinax/ (дата обращения: 28.10.2016).
Как правильно читать тесты зимних шин // Интернет-издание «За рулём.рф» [1998-2016]. URL: http://www.zr.ru/content/articles/831932-831932/ (дата обращения: 29.10.2016).
Маркировка шин // Сайт шинного центра «АККО». [2014-2016]. Дата обновления: 05.05.2015. URL: http://www.zr.ru/content/articles/16816-spectest_shiny_m_s_shipovki_i_lipuchki_kholodnyj_raschet/ (дата обращения: 28.10.2016).
Спецтест: шины M+S, шиповки и липучки. Холодный расчет // Интернет-издание «За рулём.рф» [1998-2016]. Дата обновления: 01.12.2008. URL: http://www.zr.ru/content/articles/16816-spectest_shiny_m_s_shipovki_i_lipuchki_kholodnyj_raschet/ (дата обращения: 26.10.2016).
Супертест 18 комплектов зимних шин: въезжаем в зиму // Интернет-издание «За рулём.рф» [1998-2016]. URL: http://www.zr.ru/content/articles/815274-supertest-zimnix-shin-17565-r14-vezzhaem-v-zimu/ (дата обращения: 27.10.2016).
Тест шипы и липучки на льду: Казус градуса // Интернет-издание «За рулём.рф» [1998-2016]. Дата обновления: 01.01.2009. URL: http://www.zr.ru/content/articles/16906-test_shipy_i_lipuchki_na_ldu_kazus_gradusa/ (дата обращения: 26.10.2016).
Технический регламент Таможенного Союза №ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» // Евразийская Экономическая Комиссия (ЕЭК): сайт. Систем.требования: Adobe AcrobatReader. URL: http://www.tsouz.ru/db/techreglam/Documents/TR%20TS%20KolesnTrS.pdf (дата обращения: 29.10.2016).
Шипы: фактор риска? // Интернет-издание «За рулём.рф» [1998-2016]. Дата обновления: 02.12.2014. URL: http://www.zr.ru/content/articles/815274-supertest-zimnix-shin-17565-r14-vezzhaem-v-zimu/ (дата обращения: 29.10.2016).