Как прогревать машину зимой? Долго ли, коротко ли, или совсем не греть? Ответ на этот вопрос неоднозначный, и у каждого автора статьи, которую я когда-либо читал, своё мнение на этот счёт, даже у именитых экспертов.

Скептики, читающие этот выпуск, наверняка уже улыбаются, узнав знакомую для них тему: «Зачем вообще прогревать машину? Сел и поехал». Ведь по утверждению многих дилеров и продавцов в салонах, современные автомобили якобы адаптированы для российского сурового климата и низких температур. Выходит, что и греть не нужно!

Поверьте, никаких принципиальных отличий между моторами 1990-х и 2010-х нет! Не придуман ещё такой металл, который мог бы прогревать сам себя изнутри на молекулярном уровне силой мысли. Точнее, такой металл не подходит для использования в автопроме.

Запомните, пока продавцы автомобилей рассматривают Вас в качестве потенциального покупателя и заинтересованы в том, чтобы продать Вам автомобиль и заработать деньги, одним из рекламных трюков с их стороны будет обещание ненужности прогрева двигателя. Мол, так Вы сэкономите кучу денег!

На самом деле им просто плевать на Вас и на размер Вашего кошелька. Мотор должен отходить свой гарантийный срок, затем будет продан и отправлен куда-нибудь в третий мир. Иначе рынок будет переполнен невостребованными товарами. Поэтому автопроизводители «разрешают» не прогревать автомобили в мороз.

Но почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. А при определенных температурах вообще может перестать течь. В итоге узлы трения работают «всухую», резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Но при каких условиях двигатель быстрее выйдет на нормальный уровень механических потерь? Если стоять и греться, или если сразу после запуска отправиться в путь?

Второй и главный главный аргумент в пользу того, что не нужно прогревать машину, это экология.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, эксперты «За рулём» провели испытания, результаты которых говорят следующее: при прогреве на стоянке с дальнейшей дорогой в окружающую среду автомобиль выбрасывает практически в два раза больше остаточных углеводородов, чем при движении сразу после пуска (4,5 грамма против 2,8). Холодному мотору достаточно долго приходится работать с высокой токсичносью, при этом расходы отработавших газов гораздо больше.

Что бы там ни говорили менеджеры на подиумах, а кольца и поршни по-прежнему трудятся даже в самых современных двигателях внутреннего сгорания. При этом все детали мотора прогреваются по-разному. Тепловые потоки от рабочего тела разогревают днище поршня быстро, а зона канавок касается холодного цилиндра, который чуть теплее антифриза. Возникают большие перепады температур, и с ними — запредельные напряжения. Так вот, эти самые канавки наиболее чувствительны к нагрузкам и первыми разрушаются, когда те становятся чрезмерными. А поршень без канавок — уже не поршень… И чем лучше прогрет двигатель, тем меньше опасность такой беды.

Порядок прогрева автомобиля зимой

Первым делом нужно убедиться в том, что переключатель очистителей стекол находится в выключенном положении.

Затем следует «пробудить» аккумулятор. Для этого несколько раз поморгайте дальним светом фар, а чтобы было веселее, можете включить автомагнитолу и послушать музыку.

Далее выжимаем педаль сцепления или нажимаем педаль тормоза в случае автоматической коробки передач и пускаем двигатель. Вот теперь и начинается прогрев автомобиля.

Если автомобиль засыпан снегом, то времени, которое потребуется Вам на его чистку, будет как раз достаточно для его прогрева. А если снегопадов с Вашей прошлой поездки не было, то займите себя до конца прогрева другими делами. Будет полезным, если Вы проведёте внешний осмотр автомобиля. Проверьте исправность всех осветительных приборов, не примёрзли ли дворники к ветровому стеклу, не забилось ли накануне пространство между брызговиками и колёсами мёрзлым снегом, который с началом движения может попросту вырвать из креплений бампер или крыло автомобиля.

В холодное время года на крутых поворотах бескамерные шины иногда сходят с обода колеса, поэтому при внешнем осмотре своей машины стоит уделить внимание подкачке — вдруг вчера колесо немного спустило?

Греть мотор зимой долго не нужно. Как только обороты двигателя начнут падать, а это Вы это обязательно поймёте и услышите — надрывный рёв мотора сменится более мягким урчанием, а стрелка тахометра начнёт стремительно падать к ∼1000 оборотам.

Вот самый предпочтительный вариант прогрева машины: с кузова сметён снег, стёкла очищены от льда, проведён внешний осмотр автомобиля, обороты двигателя упали, а стрелка датчика температуры напротив вот-вот тронется с места вверх. Можно отправляться в путь.

По экономии топлива такой вариант самый приемлемый, а по токсичности — вообще самый лучший. Предварительно подогретый двигатель готов принимать нагрузки и хорошо защищен от износа. В общем, греть машину нужно! Только чуть-чуть и по-быстрому…

Теперь, уже находясь за рулём автомобиля, желательно немного подготовить двигатель к поездке. Что для этого можно сделать?

Повращав руль вправо-влево, Вы разгоните жидкость в системе гидроусилителя руля. А если у вас электроусилитель, то повышенная нагрузка на двигатель через генератор также ускорит его прогрев. С механической коробкой передач ничего не сделаешь, а вот для быстрого прогрева и двигателя, и автомата полезно при нажатой педали тормоза подвигать селектор выбора передач в позиции D и R. Кроме того, находясь на нейтральной скорости, а на автомате в позициях N или P, лёгким и многократным касанием педали акселератора можно дать нагрузку двигателю.

Ещё несколько минут, и можно двигаться в путь. Но учтите, что сразу «рвать» с места нельзя. Первые 200-300 метров постарайтесь двигаться на минимально возможной в транспортном потоке скорости, чтобы дать двигателю и коробке передач возможность окончательно прийти в себя после долгой морозной ночи. И далее — первый километр в обычном городском ритме, до 60 км/ч. Не следует демонстрировать мощь Вашего автомобиля окружающим.

Запомните ёще, что кроме двигателя в мороз быстрее изнашиваются трансмиссия и подвеска — страдают все резиновые детали. На морозе ухудшаются характеристики амортизаторов, вследствие чего кузов на неровностях дороги испытывает большие физические напряжения. Да и мастики, герметизирующие швы кузова, затвердев от мороза, также склонны к растрескиванию.

На пальцах запуск промёрзшего двигателя и неотложно начало движения можно объяснить так: представьте, что Вы только что проснулись, и Вас сразу заставили бежать стометровку в 20-градусный мороз. Точно так же ведет себя и автомобиль. Только после некоторой адаптации машина сможет окончательно пробудиться и начнёт адекватно реагировать на Ваши команды.

Сегодня утром в 18-градусный мороз на прогрев своего автомобиля у меня ушло примерно 4-6 минут. Снега ночью не было, поэтому я кружился вокруг машины, осматривая места обледенения кузова и подумывая, не заехать ли вечером на отапливаемую стоянку торгового центра, чтобы растопить лёд и уменьшить сцепление между элементами кузова. Затем как мог удалил часть ледяных наростов на подкрылках, и вывел Hyndai выехал на проезжую часть. Через 150-200 метров я обратил внимание на приборную панель — уровень температуры двигателя почти достиг своей нормы, хотя сама панель ещё не успела прогреться.

Автомобилисты люди взрослые, поэтому я предпочту называть вещи своими именами. Машина, как и женщина, любит предварительные ласки и прогрев. Только с их помощью она быстрее набирает обороты. И словно женщина, которую сначала буквально зажгли и затем довели до оргазма, Ваш автомобиль точь-в-точь будет таким же податливым и управляемым. Нужно лишь несколько минут для прогрева автомобиля, ну и конечно же — морозного терпения!

themajor