Дорожные заторы на дорогах Москвы

В минувшую пятницу публикации сетевых изданий о намерении столичных властей ввести платный въезд в Москву для иногородних автомобилей, потрясли всех автомобилистов, следящих за новостями. Некоторые СМИ немедленно подхватили тему, выставив на обсуждение читателей подобные планы. Другие же напротив, отчаянно пытаются оправдать попытки властей внести поправки в законопроекты, которые могли бы развязать руки чиновникам и сделать проезд платным.

Предновогодняя истерия с платным въездом в Москву

Основанием для обсуждений этой темы стала информация, просочившаяся в средства массовой информации из кулуаров городской думы. Чиновники поведали журналистам, что планируют побороть пробки на дорогах столицы введением оплаты за въезд в различные транспортные зоны Москвы.

Вероятно, что давление общества на власти в вопросах улучшения транспортной обстановки в Москве сделало своё дело. Тем более, что приближается пора заторов на городских улицах — начало непредвиденных снегопадов, которые, как известно, парализуют движение. Как уже давно заметили многие, в том числе и Ваш покорный слуга, снежная истерия в столице начинается с первым снегом в декабре и длится до февраля, когда снег начинает таять.

Ничего нового. В декабре Москва вновь встанет в десятибалльных пробках, поспособствуют этому как предновогодний ажиотаж, так и любой снегопад. Московским властям это на руку — многочасовые пробки помогут им подготовить общественное мнение и запустить механизм платного въезда в город.

Если решение будет принято, то «первые квитанции автовладельцам придут уже в августе будущего года», — сообщил источник «Интерфакса» в горадминистрации. Уже в марте 2015 года в Москве могут запустить эксперимент для проверки целесообразности платного въезда, а также для отработки технологии взимания денег.

«В Москве абсолютно необходимы фискальные методы регулирования спроса. Попросту говоря, платить деньги за то, что ты ездишь, паркуешься и так далее. Мы никуда от этого не денемся, причем совершенно независимо от того, что думают журналисты, защитники автомобильных интересов, эксперты и даже московские начальники. Это физический факт», — считает директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

«Платный въезд — технически и социально-психологически — очень сложная мера. Очень сложная. Потому что, скажем, для вполне дисциплинированных англичан или шведов введение платного въезда заняло очень длительное время. Это диалог с населением, это многочисленные опросы, тестирование общественных настроений, в Стокгольме так и просто два референдума провели городских на эту тему. Один дал отрицательный ответ, на втором люди согласились», — говорит Михаил Блинкин.

В поисках эльдорадо столичным властям и Конституция — не мера

Мера по введению платного въезда в Москву для иногородних автомобилей, на которую идут московские власти, желая заработать лишний рубль в свой карман, нарушает как минимум две статьи Конституции Российской Федерации. Совет по правам человека сразу же отреагировал на сообщения в СМИ, раскритиковав подобные идеи городских властей.

«Это нарушение как минимум двух статей Конституции. Статья 27 — свобода передвижения — Конституционный суд еще в 1996 году сказал, что свобода передвижения не может быть ограничена ни деньгами, ни шлагбаумами, ни чиновниками, ни пропиской. Вторая статья, которая нарушается, — это статья 19: все равны перед законом, независимо от социального и материального положения. А получается что: если есть деньги, въезжай хоть сто раз, а если денег нет, то ты законно ездить не сможешь», — сказал Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России в эфире программы «Своими словами» (слушать программу).

Против платного въезда высказался и бывший мэр столицы Юрий Лужков, который в интервью «Известиям» рассказал о причинах отказа от предлагавшейся ещё в 2007 году идеи о взимании платы за въезд в Москву.

В решении ввести плату за въезд в Москву первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков видит противоречие с федеральным законодательством и с Конституцией РФ. Он напомнил, что Конституция и Единое экономическое и транспортное пространство предполагают свободное перемещение товаров и услуг по всей территории страны. Его «удивляет неуёмное желание некоторых чиновников правительства Москвы брать деньги за всё и всех, за каждый чих». Через Думу подобный закон не пройдёт, уверен он.

Но власти Москвы уже не унять, они стоят на своём и в скором времени нас может ожидать новый социальный эксперимент, подобный тому, что был рождён ими ровно 2 года назад.

Напомню, что 25 декабря 2012 года правительство Москвы внесло изменения в правовые акты, определяющие ограничения на движение грузового автотранспорта в пределах города. Въезд тяжелых грузовиков в пределы МКАД в дневное время был ограничен с 1 марта 2013 года. И пока грузоперевозчики пытались законным порядком оформить пропуска для своих тягачей, выстаивая по двое суток подряд (!) в очередях в Службу «одного окна» Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, нечистые на руку чиновники под шумок продавали эти самые пропуска.

Тогда штрафы за движение грузовиков по МКАД возросли многократно, все кто хотел, получили пропуска на МКАД и в Третье транспортное кольцо для своих большегрузов, и …всё осталось по-прежнему. Срубили бабла за внедрение системы, немного заработали на штрафах, положили и продолжают класть в карманы деньги, вырученные на продаже пропусков.

Получается, что пропускная система, изначально задуманная как благое дело, не принесла желаемых результатов и стала для кого-то прекрасным источником личного обогащения. Но источник начал иссякать, все кто должен был получить пропуска, их получил. И вот теперь впереди сверкает новый клондайк, новая возможность, эльдорадо для московских властей.

Чтобы не быть голословным, в минувшую пятницу, утром и вечером следуя по югу МКАД, сделал несколько фотоснимков на камеру своего телефона. В 8 часов утра:

Утренний затор на МКАД.jpg

И в 18 часов вечера: три полосы МКАД в пределах видимости заполнены грузовиками.

Большегрузные автомобили в пробке на МКАД.jpg

О результатах исследований ВЦИОМ

Масла в огонь в этой теме подлили результаты опроса, которые 26 ноября опубликовал ВЦИОМ. Опрос проводился в начале октября среди 1200 москвичей.

В СМИ сейчас вращается следующая статистика из этого исследования: «88% опрошенных сказали, что недовольны пробками, а 49% готовы поддержать взимание платы за въезд в некоторые районы города».

Размытые категории вопросов и ответы, сформулированные неоднозначно помогли достичь поставленной цели, предоставив читателю якобы «общественное мнение».

Среди кого проводился данный опрос, среди каких категорий населения, почему ответы на некоторые из вопросов не разделены по категориям респондентов, а также какие варианты ответов предлагались респондентам? Давайте рассмотрим несколько примеров.

По-Вашему, как может ответить на вопрос об активизации работы эвакуаторов бабушка-пенсионер, которая никогда не водила автомобиль? Однозначно — она только «за!» Подтверждение тому — результаты опроса:

Заметим: в результатах ответов по этому вопросу не указано процентное соотношение опрошенных автомобилистов и пассажиров наземного транспорта, как было в предыдущих четырёх вопросах. Это говорит о том, что обществу преподнесли ту статистику, которую оно ДОЛЖНО видеть, а не ту, которую могло бы.

Я глубоко сомневаюсь, что 61% опрошенных добровольно пожелали, чтобы их машину как можно чаще незаконно эвакуировали, как это иногда происходит в Москве.

Следующий вопрос ВЦИОМ сформулирован не совсем корректно по отношению к респондентам. Обратите внимание, он состоит из двух частей: первой — дающей заведомо отрицательный ответ, и второй, окончательно вводящей опрашиваемых в заблуждение.

vopros_062.png

И снова в результатах ответов также не указаны категории опрошенных. Нам неизвестно, среди кого проводился опрос, среди автомобилистов, пассажиров наземного транспорта или вовсе среди пешеходов. И уж если подходить к исследованию принципиально, то получается, что 100% опрошенных высказались против введения платного въезда в некоторые районы Москвы.

И наконец последний вопрос. Именно он касался оплаты за проезд в конкретные районы Москвы:

Заметьте, опрос показал: всего 13% респондентов высказались за введение платного въезда на МКАД.

На результаты подобных опросов, формируемых ВЦИОМом в интересах отдельных чиновников, к сожалению опирается общественность.

Мой коллега в подобных случаях говорит так: «Я не хочу вникать…» И здесь я с ним согласен: не каждый будет копаться в содержании и результатах подобных исследований. Опрос провели, результат есть, что ещё нужно? Да плевать!

Платный въезд: дыма без огня не бывает

Итак, столичные власти информацию о введении платного въезда в Москву не подтверждают. В мэрии заявляют, что решение об этом еще не принято. Сейчас активно идёт очковтирательство на тему того, что «эту перспективу власти будут активно обсуждать с москвичами и при участии самих горожан прорабатывать детали возможных ограничений».

Никто, ни с кем и ничего обсуждать не будет. Решение принято. Главная задача сейчас — успокоить волну народного негодования, снизить социальную напряжённость, и с этой целью нам будут говорить всё что угодно, лишь бы народ не вышел с плакатами на Болотную площадь.

Но тянуть нельзя! В 2016 году будут проводиться выборы в Государственную Думу, и поэтому «вводить дополнительную финансовую нагрузку для населения было бы неразумно». Такой комментарий оставил Интерфаксу источник в городской администрации. Поэтому для реализации проекта был выбран 2015 год. Однако он не исключил, что решение и вовсе могут отложить «с учетом возникших в этом году негативных макроэкономических факторов».

А пока в столичных кулуарах идут дебаты, СМИ пытаются успокоить читателей. Но необратимый процесс уже запущен, уже работает. На московских дорогах устанавливаются камеры, настраивается и тестируется программное обеспечение, законопроекты по-немногу лоббируются… «Слив» информации о планах городских властей прошёл, она стала доступна общественности. Как говорится в России — дыма без огня не бывает.

Что мы получим в итоге, россияне?

Победить пробки не получится, в этом я уверен! Проект по введению оплаты за въезд в Москву никогда не достигнет официально обозначенной цели.

А вот плата за въезд в Москву поднимет цены на продукты питания, это бесспорно, ведь грузоперевозчики из регионов понесут дополнительные транспортные расходы. А ведь именно регионы снабжают товарами столицу нашей Родины — страны, единой для всех россиян.

Кроме того, поправки, внесённые в законодательство благодаря инициаторам этого проекта,  могут привести к тому, что в ряде других российских регионов муниципалитеты установят схожие меры. Даже не мерами, а ответными санкциями я бы их назвал, как это сейчас популярно. И случится это, в первую очередь, в городах, стоящих на дорогах, ведущих в обход платных участков магистралей. Ибо транспортные средства, идущие транзитом по альтернативным дорогам, создают заторы в малых городах и портят дорожное покрытие. А в малых городах и бюджет никакой. Так откуда брать деньги на ремонт? Правильно, из оплаты за проезд!

Итак, Россия начинает по-немногу разделяться на «ваше» и «наше», словно Америка на штаты, в каждом из которых действуют свои законы и правила. А благодаря столичной мэрии русские люди начинают ещё сильнее ощущать, что в Москве они гости, что лишние здесь, что понаехали.

themajor