Москва - пробки на столичных дорогах

Истерия вокруг пробок на улицах Москвы набирает обороты с новой силой. Как итог: в России повсеместно появляются паркмэны, эвакуаторы упорно пытаются убирать автомобили с городских дорог, а чиновники придумывают всё новые способы выкачивания денег из населения.

Причинно-следственная связь налицо: чем больше мы начинаем зарабатывать и тратить, тем больше денег из нас стараются выкачать, пополнив городскую казну.

Сегодня в СМИ была затронута тема, которую я долго не хотел выносить на Ваше обсуждение. Однако мнением поделюсь, тем более, что именно сегодня утром, перед прочтением новостей, в одной из таких пробок мне пришлось отстоять в очередной раз. И не по вине не правильно припаркованных автомобилей или

4 года в борьбе с пробками

Московские пробки не-по-бе-ди-мы! С ними боролся бывший мэр города — Юрий Лужков, не вышло.

И вот появляется новый Дон Кихот, хитроумный идальго. Как известно, образ Дон Кихота стал достоянием всей мировой культуры, потому что такие люди есть в любой стране. Это мечтатели и идеалисты… Вот и новый мэр города Сергей Собянин объявляет войну автомобилям на улицах города и заторам.

Буквально вчера, а именно — 21 октября минули 4 года с того момента, как по представлению Президента России Дмитрия Медведева на должность столичного градоначальника в 2010 году был назначен мало известный сибиряк Собянин. В первые же дни пребывания в должности он участвует на совещании у Президента по разрешению транспортного коллапса, а одним из направлений своей рабочей программы обозначает транспортную составляющую. И тут началось выкачивание денег!

Проблемой номер один на дорогах Москвы были обозначены фуры и прочий большегрузный транспорт. И умники ввели запрет на въезд грузовых автомобилей в Москву.

Пока длился процесс получения (законного оформления или покупки) пропусков на МКАД и внутрь Москвы, на эту программу было потрачено достаточно денег из городского бюджета. Даже создали видимость заботы о владельцах фур — при въезде в Москву что-то построили и назвали эти пыльные площадки без асфальта стоянками для грузовиков.

Обратите внимание: с момента публикации статьи под названием «Где купить пропуск на МКАД», прошло полтора года, а она имеет на сегодня 35-36 ежедневных гарантированных просмотров! Это вторая по популярности публикация нашего блога.

Вы ещё не представляете суммы штрафов, которые на сегодня уже оплатили и ещё предстоит оплатить предпринимателям и организациям, чьи грузовики нарушили запрет на въезд без пропусков внутрь столицы и были зафиксированы дорожными камерами ЦОДД. Только моя компания, в которой я работаю, выложила за штрафы порядка 100 000 руб. за минувшие полгода. А иначе никак. Заводы наших покупателей не останавливаются, графики и поставки продукции срывать нельзя, а вот волокита с получением пропусков длится месяцами!

Вернусь к заторам на дорогах. Итак, запрет на въезд введён, но пробки как были, так и остались на своих местах. Пропуска получены законным способом или куплены не без помощи тех же умников, организовавших всю эту кашу с пропусками. А в вечернее время въезд в Москву вовсе становится похожим на АД! Фуры, ожидающие начала беспрепятственного въезда в Москву, после 22 часов в один миг превращаются в караваны, напоминающие гуманитарный конвой для Донбасса. Ничего не поменялось, лишь стало хуже. Если раньше фуры к вечеру рассасывались, то теперь всё с точностью до наоборот.

Развитие общественного транспорта

«Развивать общественный транспорт!», — повелел столичный мэр, и на дороги нанесли специальную разметку, обозначив таким образом выделенные полосы для движения того самого общественного транспорта. Развили. Маршрутки и муниципальные городские автобусы подорожали на 5 рублей, а проезд в метро вырос в цене с 30 до 40 рублей!

Вы видели эти самые автобусы, которые курсируют по Москве, создавая обещанное столичными властями транспортно-дорожное счастье? Вот так выглядят эти 15-метровые монстры подмосковного Голицынского автобусного завода (ГолАЗ):

Автобус Голицынского автобусного завода (ГолАЗ)

Автобус Голицынского автобусного завода (ГолАЗ)

В спальных микрорайонах, откуда по замыслу товарища Собянина люди должны по утрам выезжать на работу в автобусах, троллейбусах и трамваях, автомобильные дороги имеют по 1 полосе в каждом направлении. И по каждой такой улочке одновременно едут 2-4 монстра галицынского производства.

Только сегодня утром мне пришлось стоять в пробке на 370-метровом отрезке пути из-за двух таких: первый сломался прямо посреди своей полосы, и так и замер поперёк дороги, не добравшись до остановки. Второй на Т-образном перекрёстке выгнулся дугой, перекрыв на повороте сразу две полосы, в том числе — крайнюю правую полосу, куда  разрешала движение дополнительная секция светофора, и куда в результате не свернули 20-30 автомобилей. В итоге вместо 3-5 минут, которые я мог бы потратить на 1 светофор и 370 метров пути, было потрачено 17 минут. Думаю, что моё мнение разделяет большинство автовладельцев.

Нужно быть полным идиотом, чтобы докладывать другому об успехах реформы, проводимой в сфере общественного транспорта, давая при этом «добро» на закупки вот этих самых неуклюжих монстров, создающих многокилометровые пробки! Но что поделать, видимо очень выгодные в премиальном отношении связи руководства департамента транспорта Москвы и руководства названного выше ГолАЗа превыше здравого смысла.

И доколе длинномерный общественный транспорт не сменят 5-метровые автобусы и маршрутные такси, как это было в 1980-х годах, люди и дальше будут ездить по полосам, отобранным у них и выделенным в пользу общественного транспорта, а также обгонять его по встречным полосам, лишь бы не волочиться сзади.

Об эвакуаторах и паркмэнах

Причиной нерасторопности и неповоротливости городских автобусов московские чиновники упрямо называют легковые автомобили, которые паркуются в неположенных местах. И вот летом 2014 года началась активная расчистка Москвы от автомобилей, припаркованных в неположенных местах. На дорогах города появились вереницы эвакуаторов в сопровождении полицейских автомобилей. Причём местами эти эвакуаторы сами выстраиваются во второй ряд, включив сигнализацию аварийной остановки и создавая помехи для движения.

Но настоящая проблема не в эвакуаторах, а в правомерности эвакуации автомобилей. Таким примером может служить москвич Константин Алтухов, отстоявший свою машину от эвакуации. Да, нарушил. Да, виноват. Но ведь водитель не отказался платить штраф и был готов устранить помеху, которую создавал движению его автомобиль, припаркованный в неположенном месте. Однако было принято решение не возвращать автомобиль его владельцу, чем были попран закон.

Вот мой пример. Будучи в Адлере, припарковал автомобиль на дороге с односторонним движением. Место выбрал после перекрёстка, там, где не было запрещающего знака, и в 20 метрах до того места, где впереди на дороге такой был установлен. Ушёл по своим делам. Возвращаясь к автомобилю через 20 минут, вдалеке увидел эвакуатор, стоявший в районе того места, где я припарковался. Сломя голову побежал навстречу событиям. Мимо проезжали автомобили, откуда с сочувствием высовывали головы водители и кричали вслед: «Быстрее давай!»

Подбегаю к машине. Водитель эвакуатора уже начал поднимать мой автомобиль на платформу, приподняв его от земли. Стоявший рядом сотрудник полиции дал ему указание прекратить погрузку и остановиться. Подошёл, представился. Я попросил назвать причину эвакуации. В ответ услышал нелепое: «Вы нарушили правила парковки. Там был знак.» Я спросил у офицера, где именно был установлен знак, на что мне был представлен (внимание!) фотоснимок на цифровом фотоаппарате. На нём отсутствовал мой автомобиль, но присутствовал лишь дорожный знак, снятый явно в другой (солнечный) день и в другом месте!

Полицейскому я заявил, что не буду оплачивать ничего, т.к. факт нарушения не был представлен! Спустя секунду ко мне подбежал водитель эвакуатора, и потребовал, чтобы я оплатил 1500 руб. за услуги эвакуатора. Этому ушлому товарищу я также отказал, заявив, что «Моя машина не была эвакуирована, за что, собственно, платить?» Вот его ответ (внимание!): «Но я же её приподнял!»

Дальше — больше! Оказалось, что сотрудник полиции не составил протокол! Бланк был пустой, и выходит, что мою машину просто пытались угнать, чтобы потом вымогать у меня деньги! Но об этом я узнал лишь позже, т.к. ранее с проблемами эвакуации и подобным откровенным беспределом не сталкивался. Почитайте на эту тему статью в моём блоге под названием «Эвакуация автомобилей — это не мера воздействия».

Во время той же беседы с полицейским я поинтересовался у него, почему не эвакуируют ГАЗели, припаркованные в большом количестве в том же месте. В ответ услышал следующее: «Нет технической возможности». В итоге мою машину поставили на место, и вся эта кавалькада удалилась не солоно хлебавши. Уже через две минуты они эвакуировали другой автомобиль с противоположной стороны дороги, с абхазскими номерами.

Свой автомобиль я не позволю эвакуировать в моём присутствии.

Борьба с «нарушителями» как способ прокормиться

Наблюдая за процессом эвакуации автомобилей в нашей стране, невольно сравниваю разницу в том, как реализована мера воздействия на водителей, нарушающих правила остановки (стоянки, парковки — называйте как хотите), в других странах. В России делается так: полицейский составляет протокол о правонарушении, 3-5 эвакуаторов, создающих помехи движению транспорта, грузят и увозят в неизвестном направлении автомобили. Затем водитель или владелец оплачивает штраф за нарушение правил стоянки, после чего в течение дня ищет штрафную стоянку, на которую эвакуирован его автомобиль, оплачивает услуги эвакуации и время, проведённое на стоянке (как правило — 1-2 дня). И автомобиль свободен. Итого задействованы 7-10 человек и 4-5 служебных автомобилей.

В США поступают проще: полицейский выписывает квитанцию об оплате правонарушения, при необходимости блокирует автомобиль нарушителя противоугонным устройством. После чего владелец оплачивает штраф, при необходимости ищет служащего, который разблокирует его автомобиль. Итого задействованы 1-2 человека и 1-2 автомобиля.

Работу столичных и прочих служб эвакуации проще можно описать следующим образом. На улицы Москвы выпустили свору собак, дали им команду «Фас!» и они ринулись выполнять команду своего хозяина.

Не забывайте только: всю эту свору, задействованную в эвакуации, нужно прокормить. Этому несметному количеству сотрудников полиции, предприятий эвакуации, стоянкам и разным «службам одного окна» нужно выплачивать зарплату, а служебные автомобили страховать и обслуживать. Всё это — огромные финансовые затраты. Как сказали бы в той же пресловутой Америке: деньги налогоплательщиков. А если принять во внимание, что автомобили эвакуируются не всегда законным способом, а сам закон применятся избирательно (вспомните пример с ГАЗелями, которые не эвакуируют, но и штрафы не получают), выходит, что город просто вынужден заниматься эвакуацией, чтобы не умереть с голоду. Плюс пополнение бюджета за счёт выплат по штрафным квитанциям. Опят-таки, мы видим чью-то выгоду и жажду извлечения прибыли.

О платных парковках и местах под солнцем

Осенью этого года власти столицы начали реализовывать проект платных парковок в центре города. Таким образом они надеются пересадить автовладельцев на общественный транспорт, снизить дорожный трафик и избавить город от пробок. Даже статистика какая-то приводится.

«Что касается платных парковок — после их введения количество въезжающих в центр города машин стало на 23%  меньше. Скорость движения стала выше, порядка на дорогах — больше, люди стали больше ездить на общественном транспорте. Для пешеходов тоже стало больше пространства», — сказал московский мэр в эфире ток-шоу «Право знать!». По словам мэра пространства для пешеходов стало больше, но вот за счёт чего — мне лично не ясно. Пешеходы вместо машин стали передвигаться по проезжей части или тротуары расширили? Бред какой-то!

Оплата оплатой, но я всегда буду ставить автомобиль там, где за это не взимают плату и не запрещают правила дорожного движения. И я не один остаюсь при таком мнении. Таким образом, для меня платные парковки погоды не сделали, а места скоплений автомобилей в разных районах города никуда не исчезли. Как парковались в Ясенево на улицах, так и паркуются, как создавались заторы возле торговых центров в Орехово, так и остались они на старом месте.

Задача устройства платных парковок была достигнута: городской бюджет получил дополнительный источник дохода и согрел чей-то карман. Тем самым лишь мест для бесплатных парковок в городе стало меньше.

Я за рулём второй год и всё это время наблюдаю, как ухудшается дорожная ситуация в моём районе. Ещё два года назад, вернувшись после работы домой, я мог не задумываясь подъехать к своему подъезду и там оставить автомобиль до утра. Но спустя год мест возле подъезда уже не стало. Машину пришлось оставлять на проезжей части напротив дома. Минули два года, и сейчас моя машина стоит уже на противоположной стороне дороги, причём часто — метрах в ста от подъезда. Автомобилей вокруг дома — не-ме-ре-но!

Несмотря на огромное желание московских властей переложить ответственность за бардак на городских дорогах на автовладельцев, жители всё-таки предпочитают общественному транспорту личный. А доступность автокредитов способствует тому, что автомобилей на улицах Москвы с каждым годом будет всё больше и больше. Как впрочем и в других городах страны.

Как победить пробки?

Никак!

Пробки не являются каким-то отдельным, самостоятельным следствием, к которому привело какое-то одно обстоятельство.

Они — непрерывный процесс существования огромного мегаполиса, живущего в ногу со временем. Взаимно дополняя друг друга, факторы, влияющие на дорожную ситуацию, зависят друг от друга, формируя замкнутый круг. Разорвать который означает отбросить развитие города на 20-30 лет назад.

Откуда берутся пробки и где чаще всего они формируются? Давайте посмотрим вместе.

1. Дорожные развязки, выезды на магистрали и съезды с них. Спроектированные по идиотскому шаблону, они — самое слабое место.

2. Хамы на дорогах. В таких местах, как п. 1 кто-то обязательно хочет быть самым умным и быстрым — объехав по обочине, затем пытается вернуться в поток.

3. Ремонты дорог и объезды. Ещё на магистралях часто наносится временная дорожная разметка, про которую не каждый слышал и не каждый следует ей.

4. ДТП. Обязательно в таких местах, как п.1 и п.3 случаются ДТП по вине п.2!

5. Светофоры и их количество. Наземные пешеходные переходы не мешало бы убрать под землю или поднять над землёй (последнее дешевле).

6. Чайники. На светофорах и перекрёстках можно чаще всего наблюдать, кто купил права за деньги. Такие сильно тупят на старте, а зелёный свет не вечен.

7. Женщины за рулём. Хуже, чем п.6. Одна такая у меня на глазах сегодня устремилась влево от обочины без включённого сигнала поворота, подрезав два (!) ряда.

8. Общественный транспорт. Слишком громоздкий и неповоротливый, особенно проявляет свои качества в местах п.5.

9. Автокредиты. Во главу угла я бы поставил именно их. Чем доступнее они, тем больше желание пересесть на автомобиль.

Итак, подведём итоги. В большинстве своём пробки образовываются из-за человеческого фактора, и отчасти — из-за дорожной обстановки, которую формируют муниципальные службы. Иногда такое происходит по решению властей. Но до тех пор, пока хамы не следуют правилам дорожного движения, можно годами вести строительство автомобильных развязок и платных стоянок в надежде на улучшение, выдавая всё это за борьбу с пробками. Пока элементарная человеческая порядочность не возобладает над дорожным беспределом, ничего не изменится. А для этого нужно строго следовать закону и правилам — правилам дорожного движения, принятым в обществе. Т.е. жить нужно в обществе!

Но глядя на происходящее в стране в последние 10 лет, уверенно могу сказать, лучше уже не будет. Люди разучились общаться между собой, про навыки этикета сегодня никто не вспоминает, а молодёжь и вовсе никогда не слышала. Подрастающее поколение имеет ценности, отличные от интересов своих родителей.

Если в ближайшие годы государство и общество не изменят концепцию воспитания молодёжи, практически не реализует её в жизнь, а власти не прекратят тратить бюджетные деньги на опытные, сомнительные проекты, пробки так и останутся на дорогах.

Но государство — государством, а мы между словом забыли о родителях, отдавших свои чада на откуп и воспитание интернету и планшетам. Сегодня в обществе мы наблюдаем многомилионную армию хорошо подготовленных модераторов чатов и форумов, помощников администраций различных онлайн игр и сервисов, навязчивых троллей и прочей нечести, пришедшей к нам взамен книг и прогулок на улице. И эта армия никем не контролируется и не управляется. Родители «всегда заняты», под разными предлогами.

По-Вашему выходит, что пробки на дорогах и дети, сидящие в интернете сутками, никак не связаны между собой? Ещё как связаны! В моё время автомобили не ездили по тротуарам и по встречной полосе, требуя при этом уступить им дорогу! Потому что нас так учили — так нельзя. Именно: учили.

Воспитание нового поколения — это долгосрочный проект, который затянется на десятки лет. А это означает, что ближайшие 10-20 лет пробки никуда не денутся. А вот родители и власти могут поменять кое-то уже сегодня!

themajor