Константин Алтухов в своем автомобиле, погруженном на эвакуатор, даёт интервью журналистам

Москвич Константин Алтухов, отстоявший свою машину от эвакуаторов подал пример другим столичным водителям, сообщает Взгляд.

Недовольство столичных водителей эвакуацией своих автомобилей из-за нарушения правил парковки привело к крайне радикальной форме протеста. Один из водителей провел в своей машине, уже помещенной на платформу эвакуатора, почти сутки. В итоге он не только добился освобождения автомобиля, но и заразил этим примером других автомобилистов.

Отпустить и засудить

Как заявляет автовладелец Константин Алтухов, днем 15 октября он на 10 минут припарковал свой автомобиль, а когда вернулся, то увидел, что его машина уже погружена на эвакуатор.

По версии Алтухова, которую передал газете ВЗГЛЯД президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, водитель, прежде чем залезть в свою машину, сначала попытался договориться об оплате штрафа на месте с водителем эвакуатора, но последний сказал, что решать эти вопросы не в его компетенции.

[infobox]«Задерживать автомобиль при живом водителе нельзя. Эвакуация осуществляется тогда, когда водитель не может устранить нарушение своими силами»[/infobox]

Мужчина уверяет, что он залез в свою машину, уже помещенную на платформу эвакуатора, когда эвакуатор еще не тронулся с места. Затем он стал подавать водителю эвакуатора световые и звуковые сигналы.

«Водитель метров через 70 меня увидел. Из-за того, что сзади была пробка, он остановился на пешеходном переходе. Дальше водитель вызвал наряд ДПС, который ничего решить не смог, потом приехал наряд ГИБДД, они тоже ничего решить не смогли и вызвали другой наряд ДПС. Не найдя компромисса, я стал прозванивать общественные организации», – рассказал Алтухов.

Чтобы доказать свою правоту, Алтухов был готов сидеть в машине еще как минимум два дня. «Я себя чувствую на миллион долларов… Топлива и еды хватит еще на два дня, – рассказывал Алтухов журналистам во время пребывания в машине. – Вообще я уже сыт по горло. Мир не без добрых людей – подходят бабушки, дедушки и простые жители Теплого Стана, в котором я родился и живу. Есть вареные яйца, два куска хлеба, вода». На вопрос журналистов, как он решает вопрос с естественными человеческими потребностями, Алтухов пошутил, что «открывает бачок на эвакуаторе и свою нужду справляет туда».

Алтухов также рассказал, что признает за собой нарушение правил парковки и готов был заплатить штраф. «Я обращался в вышестоящие организации московского паркинга. Но они не шли на мирное урегулирование этого конфликта. Они говорят, что я должен оплатить восемь тысяч и далее могу забрать свою машину с автостоянки», –отметил он.

Без компромиссов

У столичных властей другая версия инцидента. И, хотя автомобиль в итоге сняли с эвакуатора, на водителя теперь могут подать в суд.

«Принято решение снять автомобиль с эвакуатора, так как автомобилист, скорее всего, находится в неадекватном состоянии», – заявила РИА «Новости» представитель ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». По словам собеседницы агентства, «стоимость перемещения, штраф за нарушение правил парковки и ущерб работе службы эвакуации будут взысканы с нарушителя в судебном порядке».

Сотрудница пресс-службы напомнила, что согласно закону владелец может забрать автомобиль, получив постановление о штрафе за нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства до момента начала движения эвакуатора.

Если эвакуатор начал движение (как, по ее словам, произошло в данном случае), то автовладелец обязан оплатить и услуги перемещения на спецстоянке.

Абсурдно и неправомерно

Одним из первых прибывших на помощь к водителю оказался президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

«В этой ситуации есть правовая коллизия. Совсем недавно вице-мэр Максим Ликсутов пояснил, что если машина находится на эвакуаторе, но эвакуатор еще не тронулся с места, то машину обязаны вернуть. Если же эвакуатор проехал какое-то расстояние, то машину возвращать не должны. Но поскольку это не какой-то законодательный акт, а всего лишь мнение Ликсутова, то и нашла коса на камень. К сожалению, Алтухов заявил, что машину не покинет, а водитель эвакуатора такую машину не имеет права увезти. Вот поэтому они более 20 часов и стояли на месте», – сказал газете ВЗГЛЯД Травин.

Он отметил, что в данном случае вопрос в законности и обоснованности. Большинство юристов склоняется к тому, что не имеет никакого значения, сколько метров проехала машина, просто надо компенсировать это расстояние, и все, а машину должны отдать.

«Надо руководствоваться здравым смыслом. Если машина отъехала на расстояние, когда машину еще не поздно забрать, то нет препятствий к тому, чтобы вернуть транспортное средство владельцу. Но служба эвакуации уперлась из-за того, что если сейчас создать прецедент, когда машины можно отдавать через сто, двести метров, то представляете, какое количество автовладельцев будет догонять свои машины. А также это значит, что служба эвакуации недополучит свои миллионы, которые она делает из воздуха», – пояснил юрист.

Действительно, прецедент уже создан, и казус Алтухова послужил примером по меньшей мере для еще одного автомобилиста: как сообщил радиостанции «Говорит Москва» водитель, представившийся Светозаром, он забрался в свою машину, когда ту поднял эвакуатор на пересечении Тверской и Васильевской улиц. «Моя машина стояла в зоне платной парковки, я ее оплатил, никакого запрещающего знака, что здесь стоять нельзя, нет. Когда ее начали забирать, я вспомнил утренний репортаж и последовал примеру другого водителя, забравшись в свой автомобиль», – рассказал мужчина. По его словам, водитель эвакуатора «хороший дядечка» и просто выполняет свою работу. «Сейчас будут кормить нас. Он в своей машине, а я на платформе», – добавил собеседник. Водитель эвакуатора, представившийся Юрием, заявил, что забирал машину на законных основаниях. «С пешеходного перехода машину забрали», – сказал он.

Виктор Травин сказал, что прибыл на место, где шел спор автовладельца с эвакуаторами, как раз рассчитывая создать прецедент. Он высказал благодарность Московской автодорожной инспекции. «Разбудить нашего спящего, ленивого, неповоротливого автовладельца и научить его защищать свои интересы не так-то просто», – сказал он.

Что касается угроз о подаче на Алтухова иска, то Травин отметил, что штраф водитель и так не отказывался платить, а насчет возмещения перемещения –«пусть подергаются, но ничего не получится».

В свою очередь председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин назвал ситуацию абсолютно противоправной.

«Задерживать автомобиль при живом водителе нельзя. В законе прямо сказано, что эвакуация транспортных средств – это не мера наказания, а мера пресечения административного нарушения. И осуществляется она тогда, когда водитель не может устранить нарушение своими силами. Если же водитель на месте, то все должно закончиться составлением протокола или постановлением о наложении административного наказания. Кроме того, машину без ГИБДД вообще эвакуировать нельзя», – сказал газете ВЗГЛЯД Похмелкин.

Между тем председатель комиссии Общественной палаты России Антон Цветков обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой проверить подразделения правительства Москвы, в чью компетенцию входит организация эвакуации автомобилей. Также Цветков просит «рассмотреть возможность расторжения договора» с фирмами-эвакуаторами, чьи сотрудники систематически нарушают ПДД.