«Мы не собираемся ни с кем воевать. В мире идет гонка вооружений, инициатором которой не была Россия. Мы не намерены ввязываться, втягиваться в изматывающую гонку вооружений, и у нас есть все необходимые стратегические силы для надежной защиты своих интересов». Из заявления Владимира Путина по итогам переговоров в Женеве президентов Российской Федерации и США (16 июня 2021 года)
Политика России в международной сфере
Россия всегда выступала и выступает за разоружение, жесткий контроль над вооружениями и сохранение мира на Земле. Еще в мае 1899 года по инициативе императора Николая II в Гааге открылась первая мирная конференция по разоружению.
На конференции был принят целый ряд конвенций, в том числе о мирном разрешении международных споров путем посредничества, а также учреждение действующего и сейчас Гаагского международного суда.
Завершилась Вторая мировая война, инициированная на Западе, и направленная на Советский Союз. Сразу после ее окончания премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль развязал в 1946 году «холодную войну», а Соединенные Штаты приступили к реализации подготовленных мероприятий плана ядерной бомбардировки СССР, обозначенного президентом США Эйзенхауэром как «массированное возмездие».
С тех пор шаг за шагом, методично и расчетливо претворяется в жизнь внешняя политика США: военная мощь провозглашена Соединенными Штатами главным и чуть ли не единственным «предварительным условием мира».
Сегодня США реализуют стратегию создания однополярного мира, «исключительности миссии избранного американского народа как последнего гаранта мирового порядка», и с этой целью насаждают «управляемый хаос», военные и экономические кризисы, вводят политические санкции.
Такая политика закреплена в военных стратегиях США, которые направлены на силовое обеспечение господства в мире, формирование военной силы, способной уничтожить экономическую и военную инфраструктуру любого государства.
На уровне военных доктрин эта «империя добра» закрепила за собой одностороннее право на ведение превентивных войн без оглядки на международные законы.
Вторжение в Афганистан в 2001 году (операция «Несгибаемая свобода») и военная интервенция Вашингтона против Ирака в 2003-м («Свобода Ираку») – реализация положений этих документов.
Затем наступила очередь Ирака, Ливии, Сирии. Теперь Украина, а еще ранее Югославия, десятки азиатских, африканских, латиноамериканских государств. Все это – примеры разрушительной американской стратегии глобального доминирования.
Нелегитимное использование военной силы против Ливии, извращение всех решений Совета Безопасности ООН по ливийскому вопросу привело к полному разрушению государства, к тому, что возник огромный очаг международного терроризма, к тому, что страна погрузилась в гуманитарную катастрофу. На трагедию обрекли миллионы людей не только в Ливии, но и во всём этом регионе.
Подобную судьбу уготовили и Сирии. Боевые действия западной коалиции на территории этой страны без согласия сирийского правительства и санкции Совета Безопасности ООН — это не что иное, как агрессия, интервенция.
Везде, во многих регионах мира, куда США приходят устанавливать свой порядок, по итогам остаются кровавые раны и насаждается международный терроризм. Всё это — примеры пренебрежения международным гуманитарным правом. В этом ряду и обещания нашей стране не расширять блок НАТО на восток.
Расширение НАТО на восток и украинский вопрос
В декабре 2021 года российские дипломаты все-таки в очередной раз предприняли попытку договориться с США и их союзниками о принципах обеспечения безопасности в Европе и о нерасширении НАТО. Но тщетно. США не считают нужным договариваться с Россией по этому ключевому для нас вопросу, преследуя свои цели.
А что же делать дальше, чего ждать?
Уже сейчас, по мере расширения НАТО на восток, ситуация для нашей страны с каждым годом становится все хуже и опаснее. Более того, в последние дни руководство НАТО прямо говорит о необходимости ускорить, форсировать продвижение инфраструктуры альянса к границам России.
В настоящее время украинский Донбасс продолжает оставаться «горячей точкой» не только на Украине, но и в Европе. В регионе не прекращаются боестолкновения между украинскими силовиками и военными структурами Донецкой и Луганской республик (ДНР и ЛНР), несмотря на формально действующее перемирие. Информация о потерях сторон конфликта поступает каждый день. Уже 8 лет на Донбассе гибнут военнослужащие и мирные люди.
Начало противостоянию положил совершенный националистическими силами на Украине государственный переворот в феврале 2014 года, который привел к усилению центробежных сил в Крыму и на юго-востоке республики. Значительная часть населения этих регионов не признала новые киевские власти и реализовала свое право на сомоопределение, проведя референдумы. Так на Донбассе появились народные республики – Донецкая и Луганская.
В ответ киевские власти в середине апреля того же года начали военную операцию в Донбассе, а по сути развязали гражданскую войну в юго-восточной части собственной страны. Массированные обстрелы жилых кварталов, в том числе с применением авиации, привели там к масштабной гуманитарной катастрофе. По данным Управления верховного комиссара ООН по правам человека на 31 января 2021 года, жертвами вооруженного конфликта стали уже более 13 тыс. человек с обеих сторон, свыше 30 тыс. получили ранения. По вине украинских военных погибли 147 детей, были ранены 363 ребенка. За несколько месяцев цветущий, самый экономически развитый регион Украины был разрушен так, как этого не было даже в годы Великой Отечественной войны.
Итоги преступной деятельности украинской власти на юго-востоке «незалежной» за последние годы свидетельствуют о том, что Киев сделал ставку на силовой сценарий, отметая все возможные варианты мирного разрешение конфликта. И в этом его активно поддерживает Запад.
Вашингтон с 2014 года выделил 2,5 млрд долларов для оказания содействия ВС Украины, включая более 400 млн долларов только в 2022 году. США поставляют вооружения и направляют инструкторов для обучения служащих ВСУ.
Сегодня под предлогом поддержания европейской безопасности НАТО с 1 октября 2014 года реализует военно-политическую инициативу «СДЕРЖИВАНИЕ АГРЕССИИ В ЕВРОПЕ», которая предусматривает наращивание масштабов присутствия американских вооруженных сил на Европейском континенте, модернизацию размещенных в Европе объектов военной инфраструктуры.
В рамках военной помощи Киеву в 2017 и 2018 годах было выделено по 350 млн долларов, в 2019-м – 250 млн, а в 2020-м – еще 300 млн. Администрация бывшего президента США Дональда Трампа одобрила продажу «незалежной» вооружений поражающего действия – она начала получать противотанковые ракетные комплексы «Джавелин». Не осталась в стороне и Турция, которая поставляет ВСУ боевые беспилотники «Байрактар».
Несмотря на то, что Украина с 2014 года так и не вошла состав Европейского Союза и не была принята в НАТО, на территории государства официально работают военные инструкторы из девяти стран НАТО. По данным ГШ ВСУ, только в рамках JMTG-U (Объединенная многонациональная группа по подготовке – Украина) с участием инструкторов из США было подготовлено 13 батальонов (батальонно-тактических групп) и восемь бригад общей численностью свыше 9 тыс. военнослужащих, а за последние пять лет с привлечением британских инструкторов – более 22,5 тыс. военных ВСУ. Канадские инструкторы помогли обучить еще свыше 15 тыс. украинских военнослужащих. Литовская тренировочная миссия помогает готовить для ВСУ личный состав сил специальных операций и механизированных, десантно-штурмовых подразделений, а также снайперов.
Под руководством иностранных военных инструкторов проходят учения ВСУ по ведению боевых действий в городских условиях, высадке десантов на побережье, захвату морских портов, отрабатываются действия по подавлению мирного населения. Украинские военные в Донбассе, не считаясь с опасностью для жизни мирных жителей, минируют местность вокруг населенных пунктов противотанковыми и противопехотными минами. На разминирование этого района потребуется около 25–30 лет, сообщил 28 марта Алексей Резников (сейчас является министром обороны Украины). По мнению зарубежных специалистов, в настоящее время плотность установленных мин и взрывоопасных устройств на территории ДНР и ЛНР выше, чем в любой точке мира.
Президент России в своем телеобращении 22 февраля 2022 года отметил, что возможное вступление Украины в НАТО и размещение на этой территории вооружения — вопрос решенный. А это значит, что возможности внезапного удара по России расширяются. Путин заявил, что НАТО полностью игнорирует предупреждения и протесты России относительно продвижения военной инфраструктуры и техники альянса к российским границам.
«Системы управления украинскими войсками уже интегрированы с натовскими, — сказал Путин. — Это означает, что командование украинскими вооруженными силами, даже отдельными частями и подразделениями, может напрямую осуществляться из натовских штабов. США и НАТО приступили к беззастенчивому освоению территории Украины как театра потенциальных военных действий».
В своем желании «удушить» самопровозглашенные республики Киев наряду с военными мерами предпринимает и другие – экономические и финансовые. На их территории прекращена работа украинских государственных учреждений, в том числе медицинских и образовательных, приостановлена выплата гражданам пенсий, зарплат, социальных пособий. Нарушено продовольственное снабжение региона. До сих пор США и Европа делают вид, и словно «не замечают» обнаруженных на Донбассе захоронений казненных мирных жителей. Генеральный прокурор Украины в своем закрытом докладе отметил, что военные преступления силовиков в зоне боевых действий против мирных граждан достигли невиданных масштабов.
12 февраля 2015 года участники Контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины подписали в столице Белоруссии так называемые Минские соглашения. Этот документ был предварительно согласован с главами стран «нормандской четверки» (Россия, Германия, Франция и Украина), получил поддержку Совбеза ООН и стал базовым для всех дальнейших мирных переговоров по Донбассу. Достигнутые договоренности предполагают не только прекращение огня, отвод техники и вооружения, амнистию, возобновление экономических связей, но и проведение на основе диалога с представителями ДНР и ЛНР глубокой конституционной реформы на Украине, результатом которой должна стать децентрализация власти с учетом особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Однако переговорный процесс фактически зашел в тупик из-за отказа Киева выполнять «политические пункты» этих соглашений. В частности, власти страны отказываются от прямого диалога с ДНР и ЛНР, выступают против закрепления в ее конституции особого статуса региона.
Украина не намерена выполнять Минские договоренности в том виде, как они были подписаны предыдущим руководством и поддержаны резолюцией Совета Безопасности ООН. Об этом в эфире телеканала «Украина 24» заявил 13 июля 2020 года Алексей Резников. По его словам, украинская сторона настаивает на том, что соглашения должны быть переписаны, а республики Донбасса не получат никакого особого статуса.
Запад признал вооруженный переворот на Украине законным. Чувствуя такую поддержку, новая киевская власть ни на какие договоренности и компромиссы идти не хочет и вынашивает планы вернуть «непослушные» регионы силой, обвиняя при этом Россию во всех своих бедах, пугая мировое сообщество российской военной угрозой.
Военная операция российских войск на Донбассе
Сейчас Украина находится фактически под внешним управлением. Но эти так называемые «советники», в первую очередь США и другие западные страны, да и киевские власти, даже не подозревают, что их ждет в случае попытки силового разрешения конфликта на Донбассе.
Об этом накануне, 24 февраля 2022 года заявил президент Российской Федерации Владимир Путин, который в своем выступлении отметил, что у некоторых государств в связи с событиями на Украине может возникнуть соблазн вмешаться в происходящее со стороны: «Кто бы ни пытался помешать нам, а тем более создавать угрозы для нашей страны, для нашего народа, должны знать, что ответ России будет незамедлительным и приведёт вас к таким последствиям, с которыми вы в своей истории ещё никогда не сталкивались. Мы готовы к любому развитию событий. Все необходимые в этой связи решения приняты».
Напомню, что ранее Донецкая народная республика и Луганская народная республика обратились к Российской Федерации о признании их суверенитета, и 21 февраля 2022 года, учитывая волеизъявление народа этих республик, отказ Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, ДНР (указом №71) и ЛНР (указом №72) были признаны в качестве суверенных и независимых государств. Кроме того, были подписаны договоры с ДНР и ЛНР о дружбе и взаимопомощи, которые уже на следующий день были ратифицированы Государственной Думой и Советом Федерации России.
В ночь с 23 на 24 февраля Владимир Путин выступил с обращением к жителям России. Он сообщил о начале спецоперации военных сил России на территории республик Донбасса. Решение о вводе войск было принято согласно ранее подписанным с ДНР и ЛНР договорам о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, и на основании статьи 51 части 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации России.
Цель операции — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергались издевательствам, геноциду со стороны киевского режима.
Президент России особо подчеркнул, что сегодняшние события связаны не с желанием ущемить интересы Украины и украинского народа. Они связаны с защитой самой России от тех, кто взял Украину в заложники и пытается использовать её территорию, ее народ против нашей страны и нашего народа.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: 24 февраля 2022 года Роскомнадзор предупредил о том, что распространение заведомо ложной информации о военной операции на Донбассе повлечет административную ответственность по статье 13.15 КоАП РФ – штраф до 5 миллионов рублей.
По итогам экстренного заседания блока НАТО в связи с военной операцией России на Украине генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Североатлантический альянс не имеет намерений развернуть силы на Украине.
В то же время Столтенберг заявил, что НАТО готова развернуть дополнительные оборонительные силы на восточном направлении для обеспечения своей обороны в связи с ситуацией на Украине. По его мнению, военная операция России в Донбассе представляет угрозу для безопасности стран альянса.
В Минобороны России подчеркнули, что Вооруженные силы в настоящее время не наносят удары по городам Украины. Высокоточное оружие поражает только военные цели.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что сроки специальной операции по демилитаризации Украины будут определяться президентом Владимиром Путиным и зависеть от ее результативности и целесообразности.
«В идеале нужно освободить Украину, зачистить ее от нацистов, пронацистски настроенных людей и их идеологии», — сказал Песков журналистам, отвечая на вопрос, как понимать формулировку денацификация.
Ранее в Минске предлагали Киеву связаться с руководством Минобороны России, чтобы предотвратить начало специальной операции в Донбассе, но Украина этого так и не сделала. Об этом во время совещания с силовым блоком Республики Беларусь заявил ее президент Александр Лукашенко.
В настоящее время – по его словам – республика принимает необходимые меры для обеспечения безопасности тыла российских войск.
«Для нас главное – мы оправдываться не будем, участвуем мы [в операции] или нет, наших войск там нет, но если надо будет Белоруссии или России, они будут», – заверил Лукашенко.
По его словам, принять меры в ответ на беспрецедентное наращивание потенциала НАТО на польском и прибалтийском направлении – первая задача для военных.
«Любое нападение, хоть один шаг через границу на территорию Белоруссии [со стороны стран НАТО] будет означать, что они атакуют Россию», – отметил Лукашенко.
О военных действиях и военном положении
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – это особый правовой режим, который вводится на территории России или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Закон относит к агрессии:
— вторжение иностранных войск или нападение иностранных войск на российские, где бы они ни находились;
— бомбардировку иностранными войсками или другое применение оружия против России;
— засылку иностранными государствами агрессивных вооруженных групп в Россию;
— блокаду российских портов или берегов иностранными войсками;
— разрешение иностранного государства использовать свою территорию для атаки на Россию.
Напомню, что введение военного положения начинается с всеобщей мобилизации.
В статье 4 Федерального конституционного закона 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении» четко определено, что о введении военного положения объявляется указом Президента Российской Федерации.
Так что пока не объявлена мобилизация, говорить о начале военных действий или состояния войны с каким-либо из государств преждевременно.
Виктор Северский
Литература:
1. Стенограмма обращения Президента Российской Федерации Владимира Путина к россиянам. [Электронный ресурс]. Российская газета. URL: https://rg.ru/2022/02/24/vladimir-putin-vystupil-s-obrashcheniem-k-rossiianam.html (дата обращения: 24.02.2022).
2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении»
3. Донбасс. Зарубежное военное обозрение. №1 (898). М.: ФГБУ РИЦ «Красная Звезда». №1 (898). 2022 г. С.1
4. Михайлов А. Милитаризм и его особенности в XXI веке. Зарубежное военное обозрение. №1 (898). М.: ФГБУ РИЦ «Красная Звезда», 2022 г. С.3-12