Фильм 29. Гонки по вертикали

1992 год. Представители прессы, аккредитованные на авиасалоне, были удивлены необычным вниманием ведущих западных авиакомпаний к этой машине. Специалисты увидели самолёт, опровергавший привычные представления об авиации. Это был Як-141 — единственный в мире сверхзвуковой многофункциональный истребитель вертикального взлёта и посадки. На западе за потрясающую маневренность, скорость и широту решаемых боевых задач его назвали «FreeStyle» — «Свободный стиль».

Взлёт этого самолета напоминает кадры фантастического фильма об НЛО. Создается впечатление, что вопреки законам гравитации боевая многотонная машина без разбега поднимается в воздух, а уже через несколько минут набрав скорость, преодолевает звуковой барьер.

За этой свободой полета стоит тридцатилетний труд инженеров и конструкторов, жизни погибших летчиков-испытателей. ЯК-141 на момент своего рождения на 10-20 лет опередил западные аналоги.

Несмотря на то, что в гонку по вертикали Советский союз включился позже других, очень скоро мы стали фаворитами. Первый самолет вертикального взлета ЯК-36 был показан руководителям стран Варшавского Договора в 1966 году, и заставил пересмотреть взгляды военных на тактику применения авиации.

Следующий самолет ЯК-38 стал основой нашего авианесущего флота. На «38-ом» были отработаны основные приемы ведения боя и пилотирования подобного типа машин.

Вертикальновзлетающие самолеты рождались тяжело не только потому, что это было для конструкторов абсолютно новым направлением, но и из-за конфликтов внутри КБ. Не избежал этой участи и самый совершенный на сегодняшний день в мире ЯК-141. За постоянную смену главных конструкторов и ведущих специалистов его прозвали «вампиром». О противоборстве конструкторских и инженерных идей, лишь сегодня ставших достоянием гласности, рассказывается в нашем фильме.

К сожалению, опыт создания подобных боевых машин сегодня оказался невостребованным в России. Почти все авианесущие корабли проданы за рубеж. Последние самолеты ЯК-38 списаны или отданы в музеи.

ЯК-141 установив 19 мировых рекордом благополучно забыт. Зато американские специалисты активно используют опыт русских конструкторов. Корпорация «Мартин Локхид» разрабатывая концепцию боевого самолета 5-го поколения заключила контракт с ОКБ Яковлева и сегодня создала проект самолета X35A во многом схожий с ЯК-141. Первый же полет нового американского самолета состоится лишь в 2006 году. А Як-141 поднялся в воздух еще 1984. Секреты рождения отечественных самолетов с вертикальным частично раскрыты в фильме «Боевая вертикаль».

В этом выпуске «Ударной силы» главный конструктор ЯК-141 В.Н. Павлов из ОКБ имени Яковлева рассказывает о создании самолётов вертикального взлёта Як-36, Як-38, Як-141


Дата выхода в эфир: 2004, 18 марта

Номер выпуска: 29

Оригинальное название фильма: Гонки по вертикали
Жанр: документальный, военный
Выпущено: Россия, телекомпания «Останкино»
Автор: Александр Ильин
Режиссёр: Игорь Чернов
Язык: русский
Продолжительность: 26 минут


Смотреть «Ударную силу» онлайн: выпуск 29