У нас государство занимается спекуляцией
в особо крупных масштабах.
В. Цой, программа «Взгляд», 27.10.1989
Пользуясь случаем и моим знакомством с танковыми войсками, знакомые иногда задают мне вопрос: когда наконец в войска поступят новые танки — «Армата». И если раньше я отвечал им, что «Армату» не следует ждать ближайшие 10-15 лет — таков опыт разработок и поставок оружия в нашей стране, то сегодня можно с уверенностью говорить о том, что новейший, так широко разрекламированный на парадах Победы в Москве танк «Армата», «победитель» «Абрамса», не поступит в Вооружённые Силы страны ни-ког-да.
Здесь я вынужден объяснить свою точку зрения.
Итак, «Армата» родилась в тот период, когда в России только-только сыграли олимпийскую «свадьбу», раздербанили бюджет страны, построили по завышенным ценам никому не нужные олимпийские объекты, деревни, дорогу в Красную Поляну. Затем начался госпереворот на Украине, и Россия понемногу оказалась втянута в жевто-блакитную интригу на Донбассе. А затем начались нескончаемые пакеты антироссийских санкций, на которые как известно плевать всем олигархам нашей страны, и которых да не убоится российский бюджет.
Если кто-то думает, что я забыл про Сирию, не переживайте. Сколько там похоронили денег, я даже не представляю. Сотни миллиардов рублей. Куда больше, чем забрала олимпиада в Сочи, гуманитарная помощь Донбассу и чемпионат мира по футболу.
Итак, почему же «Армата» никогда не появится на свет божий в качестве замены нынешним танкам Т-72? Причина первая. Объяснение ей смотрите в абзаце выше: в стране нет денег. Их не то, чтобы нет. Они есть. Их очень даже регулярно собирают все фискальные органы и бизнесмены нашей необъятной. Но бюджет страны направо и налево под разными предлогами дербанят те, у кого есть доступ к нему. Как говорится, кому война, а кому и мать родная. Под шумок на последние бюджетные средства строятся мосты, платные автодороги и т.п. Но сейчас не про них.
Вторая причина имеет куда более глубокие корни. Она связана с тем, что промышленная экономическая база страны была разрушена одновременно с Советским Союзом, и сегодня в стране отсутствуют необходимые современные мощности. Простите, но на мой взгляд настроить танков на всю страну, имея один-единственный Уралвагонзавод, и не имея комплектующих, нереально. Одно дело — строить вагоны из металла, и другое — оснастить современное вооружение различными электро-механическими и электронными системами.
А если ко всему перечисленному выше добавить несколько пакетов санкций, введённых в отношении России с 2014 года, про нижнетагильскую «Армату» можно смело забыть. Что, впрочем, уже и предлагается Министерством обороны. Кстати, санкции вынудили Уралвагонзавод переориентироваться с чешского на российское и китайское оборудование. Только где оно, русское? А я Вам расскажу где оно. Как минимум в двух известных мне городах России бывшие машиностроительные заводы стоят закрытыми ещё с 1990-х годов. Один из них — в городе Чите, уже исчезает с лица земли. Половину корпусов бывшего Машзавода уже снесли для подготовки строительной площадки, и на его месте уже возводится продовольственный торговый комплекс. Впрочем я этому не удивлён, ведь глава региона Наталья Жданова по совместительству является супругой генерала ФСБ…
Итак, по сообщениям средств массовой информации Уралвагонзавод (УВЗ, разработчик всех танков, стоящих на вооружении Российской армии) начал работу над роботизированным танком на альтернативном «Армате» шасси Т-72, стоящего на вооружении Сухопутных войск. Основная причина отказа от «Арматы» — дороговизна платформы, для Минобороны она якобы «оказалась слишком дорогой». Хотя ещё в 2017 году Дмитрий Рогозин, ранее с большим трудом сдавший президенту скандально известный хищениями космодром «Восточный», заявил, что опытно-войсковая эксплуатация танка Т-14 начнется уже в 2018-2019 годах.
Начало опытной эксплуатации новой боевой машины должно было положить начало её серийному производству. Но получилось так, что сначала было не дорого, а потом вдруг резко подорожало. Не далее как в конце июля нынешнего года вице-премьер Юрий Борисов заявил, что Вооруженные силы России не стремятся массово закупать танки «Армата» из-за их дороговизны. «Ну и зачем наводнять «Арматами» все вооруженные силы, у нас Т-72 пользуется огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит», — сказал тогда Борисов.
Ну да ладно, бог им судья, этим криворуким разработчикам, суперменеджерам, экономическим стратегам и прочим путинским распильщикам бюджета. Ну не судьба значит построить новый танк. Так и будем ездить на 72-х танках, спроектированных в 1973 году, с двигателями от 65-х, заточенных с помощью болгарок и напильников…
Всё верно, Карл! Мы снова всё сделали по-русски. Сначала вложили бабла, спроектировали, начали выпуск, а потом решили включить мозг и провести анализ на тему «А нужен ли нам новый танк?»
Т-14 «Армата» попросту стала дорогой игрушкой чиновников из Минобороны, а наши с Вами подоходные налоги ушли в никуда: 450 млн руб. за 1 боевую единицу (для сравнения, стоимость одного танка Т-72Б3 в 2016 году составляла «всего» около 79 млн руб.). 450 миллионов не считая стоимости разработок и рекламы, запуска производства и проведения испытаний. Всё верно, «зачем наводнять «Арматами» вооруженные силы, у нас Т-72 есть…» С таким успехом мы скоро будем ездить на «Жигулях» — а зачем нам современные и безопасные автомобили?
Геополитика не только лишила УВЗ доступа к передовым западным технологиям, но и сказалась на способности бюджета удовлетворять хищный аппетит отечественного оборонно-промышленного комплекса, у руля которого стоит чемезовская корпорация «Ростех».
Что имеем в итоге? За 2018 год Минобороны России успело отказаться не только от серийного производства Т-14 «Армата», но и от новейшего истребителя 5-го поколения Су-57, разработка которого также «успешно» велась и рекламировалась последние несколько лет. Уралвагонзаводу теперь остаётся лишь развивать дизайн «танка будущего», и возможно, эти разработки когда-нибудь пригодятся.
Хотя… Углубляясь в тему отказа от «Арматы», я узнал, что «Уралвагонзавод», готовит массовые сокращения, в результате которого без работы могут оказаться 15 тысяч человек. Письмо руководства УВЗ о готовящемся сокращении уже разослано на 39 предприятий, входящих в холдинг. А чтобы не допустить волнений среди населения, в корпорации сразу же опровергли сообщение, заявив что это недостоверная информация, слухи. И хотя власти и руководство холдинга заверяют, что оснований для паники нет, УВЗ уже начинает сворачивать свои социальные проекты, а средний и малый бизнес региона, и так сводящий концы с концами, судится с корпорацией в надежде вернуть свои кровные деньги за поставленное ей оборудование.
Оказывается, что Уралвагонзавод, возглавляемый знакомым президента, испытывает финансовые трудности уже несколько последних лет. Так, убыток УВЗ за 2015 год составил 16,4 млрд руб. Это втрое больше, чем годом ранее, когда компания впервые отчиталась по МСФО. По РСБУ убыток в 2015 году составил 10,1 млрд руб. Всего же чистый долг предприятия на конец первого полугодия 2016 г. составлял 276 млрд руб. при выручке за полугодие 43,1 млрд руб., а консолидированный убыток корпорации по итогам 2016 года составил 4,2 миллиарда рублей.
Чтобы «спасти» корпорацию, в конце 2016 года указом президента России 100% акций УВЗ были переданы от Росимущества госкорпорации «Ростех», по сути находящейся в руках Сергея Чемезова, давнего знакомого президента страны. Кстати, тем же указом «Курганмашзавод» также был передан корпорации Чемезова с целью создания единого бронетанкового холдинга.
После чего на заводе сменилось руководство, были свернуты многие имиджевые проекты. И не удивительно, что всё свернули. Чемезов не привык тратить деньги на людей. Он привык их считать. Для Сергея Викторовича вообще нет ничего святого кроме денег.
Вот пара примеров. 2015 год: деньги, предназначенные для строительства завода по производству автоматов «Калашникова» в Венесуэле, бесследно исчезают. Годом ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин был вынужден оправдываться: «При постройке заводов произошли сбои». Но разве мог один чиновник провернуть сделку? Здесь следует вспомнить биографию господина Чемезова, который с ноября 2000 года по апрель 2004 года работал первым заместителем генерального директора, в 2004—2007 годах — гендиректором ФГУП «Рособоронэкспорт». Именно в этот период был подписан контракт с Венесуэлой и российская сторона получила деньги.
К слову, главный соратник Чемезова — заместитель генерального директора «Ростеха» Игорь Завьялов, неоднократно обвинялся в коррупции. Но самое интересное, что жена Завьялова Лидия была главным бухгалтером «Рособоронэкспорта»!
И второй пример — «АвтоВАЗ», где в памяти людской ещё совсем свежа история с запуском «Весты», увольнением Буу Андерсона, который попытался распутать цепочку коррупции, а также с массовым сокращением рабочих мест.
Возвращаясь к Уралвагонзаводу, я стараюсь найти ответ на вопрос: для чего УВЗ был передана Чемезову на самом деле? В такие моменты я стараюсь не думать о том, что приватизация государственных предприятий, начатая в 1993 году, так и не была завершена. Она лишь трансформировалась. Но как и прежде, принудительное банкротство чужого бизнеса остается очень эффективным инструментом для последующего отжатия предприятий.
Нужно лишь подождать, когда «Ростех» перейдёт из разряда государственных компаний в частную собственность. Но сначала на горизонте должен появиться спаситель при деньгах, сумма которых способна перекрыть вес долг «Ростеха», и на которую с радостью согласится государство, ведь его казна пуста.
Кто будет этим патриотом-миллиардером, как Вы думаете?