22.05.2018 Несколько лет назад на трассе М-4 «Дон» я остановился у обочины, где стоял «Мустанг» со спущенным колесом, а два его пассажира голосовали в надежде на помощь. Подошёл к ним и поинтересовался, могу ли я быть чем-то полезен. Горе-путешественники поинтересовались тогда, есть ли у меня компрессор… Мол, сейчас бы качнуть быстро, чтобы подкачка была мгновенной, а то у нас шина бескамерная…

Я в то время пользовался обычным ножным насосом-лягушкой, но он им не помог — колесо ни на кубический сантиметр не наполнилось. А домкрата, чтобы приподнять машину, не было ни у них, ни у меня.

Год назад, перебравшись на другой конец страны, я приобрёл автомобиль, а к нему начал заново докупать всё недостающее — домкрат, насос, аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки и т.п.

Выбор между обычным насосом и компрессором был недолгим. Вспоминая, как клинили металлические детали насоса-лягушки, а сам поршень в холодную погоду переставал качать воздух, я без колебаний приобрёл автомобильный компрессор. Да и та история на трассе почему-то вспомнилась.

Домкрат для своего автомобиля приобрёл гидравлический 4-тонный, несмотря на то, что машина весит всего 1,5 тонны. Выбор был определён небольшим, но не слишком счастливым опытом использования ромбовидных домкратов. Последний раз подобный я использовал во время замены колеса, и тогда штатный домкрат попросту не выдержал нагрузки и перекосился, а заодно наделал царапин на днище автомобиля.

Да и крутить такой домкрат по правде было неудобно, чего не скажешь о гидравлическом (бутылочном). Такой домкрат куда проще, он быстрее и легче поднимает автомобиль. Весит и стоит он, конечно, больше, но за те несколько раз, что я его использовал, он внушил мне больше доверия и сэкономил время.

Сегодня мне пришлось воспользоваться одновременно и компрессором, и домкратом. Вышел в обед на автостоянку, и вижу: заднее колесо на моей машине спущено в ноль. По правде говоря я был удивлён. Но достал из багажника домкрат и компрессор (+20 секунд), чуть приподнял машину (+10 секунд), запустил компрессор (+10 секунд), и спустя минуту — полторы колесо снова коснулось земли.

Опустив машину (+2 секунды) и сняв домкрат (+3 секунды), я всё же решил заглянуть в ближайший сервис, который находился в пяти километрах от автостоянки, и заодно там же рядом перекусить. Не убирая компрессор в багажник и не медля, я отправился туда.

На полпути за помощью осмотрел и слегка подкачал колесо. Но едва достигнув точки назначения, я наконец услышал то, чего с опаской ожидал — позади внезапно мерзко зачавкало…

Съехав на обочину и по-быстрому скинув колесо, я увидел торчащий из него металл. А пока крутил гайки, я с улыбкой вспоминал, как однажды будучи в Рыльске, я продырявил саморезом шину, и как потом добирался до шиномонтажа, по дороге пять или шесть раз подкачиваясь ножным насосом. Как же я тогда умаялся и облился потом на жарком июльском солнышке!

После службы я навёл порядок в багажнике, упаковал обратно всё, что использовал сегодня, а затем разложил в своём «аварийном» ящике все предметы в порядке их первой необходимости — порошковый огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечку поближе к двери, домкрат и малую сапёрную лопатку поглубже внутрь, буксировочный трос и спиннинг с блёснами позади сидений.

В это время мимо проходил сослуживец. Увидев содержимое моего багажника, он не удержался: «Сань, у тебя там… это… на все случаи жизни прям!»

Он хотя и выше меня по должности, но лет на 10 моложе. Я улыбнулся ему в ответ, снова вспомнил москвичей на «Мустанге», и понял, что как же всё-таки хорошо, когда в багажнике лежит полный комплект самого необходимого в дороге. Пусть даже не для тебя.

Всегда возите с собой домкрат, компрессор, буксировочный трос, огнетушитель, жгут и бинты с перекисью водорода. Не скупитесь на добротные вещи, ведь если не Вам, то кому-то другому они могут спасти в дороге жизнь. Никто из нас не застрахован.

Избегайте покупки и использования так называемого «Набора автомобилиста» — он может пригодиться лишь при прохождении техосмотра, а вот в реальной жизни толку от него никакого. Не испытывайте судьбу, лучше учитесь на чужих ошибках — роликов в интернете на тему не сработавших огнетушителей и порвавшихся буксировочных тросов полно.

Трос должен быть длинным и прочным. Берите его вдвое, а то и втрое выше по нагрузке, чем весит Ваш автомобиль. Вдобавок стандартный, короткий трос не позволит вытащить из кювета вылетевшую туда машину. Порошковый огнетушитель желателен на 3 литра, например ОП-3, а если позволяет объем багажника, лучше берите 4-5 литров (ОП-4 или ОП-5), но ни в коем случае не приобретайте полулитровый баллончик.

Уважайте себя, цените близких и не шутите с дорогой. Ни гвоздя Вам, ни жезла!

Александр Северский для NeSMI