Минувшие новогодние каникулы оставили в памяти неизгладимый отпечаток от поездки по России. В этот раз наш с супругой путь лежал из Москвы на север, за Вологду, по автомобильной дороге М-8 «Холмогоры», широко известной своей аварийностью и частыми автомобильными катастрофами. Вот и нам довелось быть свидетелями тому, что происходит на ней.
Мой рассказ о зимней трассе «Холмогоры» и хороших людях, которые, как оказалось, часто встречаются в нашей жизни.
Трасса м-8 «Холмогоры». Начало пути
29 декабря, 13:30 час. Наконец-то мы выбрались из Москвы за МКАД, на Ярославское шоссе, и примерно через 50 километров остановились у придорожного кафе. Моя Женя пошла внутрь купить минералки, я остался снаружи, чтобы протереть передние фары у нашего автомобиля. Сделать это оказалось не просто — они были залеплены слоем песка, который на ветру и морозе, перемешавшись с брызгами из-под колес впереди идущих машин, превратился в нечто каменистое. Спустя несколько минут мы двинулись дальше.
15 часов. Поток автомобилей, двигавшихся в направлении Ярославля, не давал лобовому стеклу просохнуть от «омывайки». Тучи окончательно затянули небо, пошёл снег, который добавил работы стеклоочистителям. В сердцах матеря неимоверное количество лихачей, менявших полосы в плотном потоке без сигналов перестроения, а также песок, который лупил по фарам, я снизил скорость движения до 70-75 км/ч.
Встречаем первый легковой автомобиль, наполовину сошедший с дороги в кювет (рядом стоит эвакуатор).
16 часов. Наши планы добраться до Ярославля засветло, несмотря на небольшое расстояние до него от Москвы и имевшийся запас времени, не исполнились. После Переславля-Залесского двухполосная дорога фактически превратилась в однополосную, обгон автомобилей и спецтехники, двигавшихся со скоростью 40-50 км/ч стал невозможен из-за плотного встречного потока. Так и тянулась эта процессия до самого Ростова. После него стало свободнее и до ярославского Нефтестроя «разогнались» уже под 70-80 км/ч.
18:30 час. Стемнело окончательно. Навигатор проложил путь через центр Ярославля, но на его окраине начинались пробки и мы свернули влево на улицу Гагарина с тем, чтобы выехать на окружную трассу.
Остановлюсь на Ярославле. На своем авто нам довелось быть здесь дважды, и оба раза мы ужасались увиденному. Примерную картину вы можете увидеть в статье, посвященной елецким дорогам. В этот раз мы спешили и снимки я не делал, но на словах попробую описать состояние дорожного покрытия.
Дороги на окраине Ярославля поддерживаются сегодня в таком состоянии, чтобы у неприятеля, который вдруг окажется на окраине города в случае войны, отбить желание идти к центру… Мелкие ямы рассыпаны как ловушки — так часто, что даже не стоит обращать на них внимания, скрипеть зубами или пытаться объезжать. Вам останется лишь просто ехать прямо, потому что через несколько метров будет новая россыпь ям и выбоин. И так на большинстве улиц, окружающих центр города!
Ближе к центру на нескольких перекрестках на покрытии встретили гравий. Сворачивая на одну из улиц (благо скорость движения не превышала 30 км/ч), чуть не въехали в яму размером около 1 метра в окружности глубиной около 20-25 см! Ярославцы, как вы терпите до сих пор такое?!
Секунды жизни
29 декабря, 19:30 час. Наконец миновали Ярославль, и теперь держим путь на Вологду. Путь осложнился сильным снегопадом. Средняя скорость движения в потоке снизилась еще больше и держалась около 70 км/ч. На трассе под колесами — жидкая снежная «каша», которая едва не превратилась в колею, а попутное и встречное направления разделяет полоса шириной около метра из такого же жидкого снега.
Впереди на обочине, на стороне «встречки» показалась девушка, которая стояла и отчаянно размахивала руками проезжавшим автомобилям. Мы снизили скорость и решили остановиться. Скрывшуюся за обочиной встречной полосы «Тойоту» мы увидели не сразу — её задние габаритные огни с дороги не было видно. Как оказалось, это спутница водителя уже выбралась наружу, и уже стояла на обочине, сам же мужчина еще был внизу и начал по снегу пробираться вверх к дороге.
Андрей и его супруга Татьяна (их имена мы узнали позже) не пострадали, но временно находились в состоянии шока. По словам Андрея, он пошел на обгон впереди идущего автомобиля, выехал на встречную полосу, но при завершении манёвра обнаружил на своей полосе лесовоз без габаритных огней и был вынужден продолжить движение на высокой скорости дальше, левой половиной автомобиля находясь на встречной полосе, а правыми колесами находясь на «междурядке», потому что уже начал манёвр перестроения назад. В результате такого движения левые колеса вскоре наехали на куски твердого снега, оказавшегося в куче снежной каши, сошли в прокатанную колею и водитель потерял управление… Автомобиль закачало на «междурядке», он резко свернул на правую полосу, затем влево и через встречную полосу скрылся в кювете. Все случилось в считанные секунды, они оба даже не успели понять, что происходит.
О взаимовыручке на дороге
За те 20-30 минут, которые прошли с момента аварии, мимо места падения автомобиля «Тойоты» прошло достаточное количество большегрузных тягачей. Многие из них останавливались, сочувствовали, но разводили руками: тягач, способный везти 30-тонный полуприцеп, увы, не способен вытащить из 2 метрового кювета 1,5-тонный автомобиль, тем более если в прицепе пусто, а коробка передач автоматическая.
Ситуация осложнялась тем, что дорожное покрытие было покрыто сырым снегом, а «Тойота» зарылась в снегу под прямым углом к дороге, в самом низу кювета, и её почти не было видно с проезжей части. Завидев свет фонарей очередного автопоезда на противоположной полосе, Андрей вышел на обочине ему навстречу и замахал руками с фонарем. Это был тягач с цистерной-дальномером. Водитель остановил машину и через открытое окно поинтересовался случившимся. Спустя минуту, оценив произошедшее из кабины, он уже выбрался наружу. Посоветовались, и водитель дал понять, что его дальномер не поможет Андрею вытащить машину. Нужен был любой отечественный грузовик с механической коробкой передач.
29 декабря, 20:10 час. Спустя примерно еще 15-20 минут, но той же полосе, что и цистерна, показался КАМАЗ — лесовоз! К этому времени на участке дороги в районе аварии скорость движения снизилась: на одной стороне дороги на обочине стоял тягач с цистерной, а на «нашей» стороне останавливались проезжавшие грузовые и легковые авто — большинство предлагали помощь, но уезжали, не в силах что-либо сделать.
Андрей кинулся к КАМАЗУ, это был шанс освободиться из снежного плена — я за ним. Водитель лесовоза в нерешительности задумался, у него был прицеп и маневрировать, выезжая на встречную полосу к месту падения «Тойоты» и потом сдавая назад, он не мог: «А вы ГАИ вызвали? Мне не развернуться, я перекрою тут всю дорогу…»
Я оглянулся вслед его прицепу — действительно, поток растянулся уже на несколько сотен метров. Андрей так и сказал ему: «ГАИ вызывать — это около часа пройдет, потом кран — ещё пару часов. У меня или бензин кончится или еще что-то выйдет боком. Ты — наша надежда, выручай…»
Водитель цистерны в это время крутился возле «Тойоты» вместе с водителем попутного ГАЗика, который остановился, чтобы помочь. Вдвоем они оценивали ситуацию, надеялись что ГАЗ попробует вытащить легковушку. Андрей спустился к ним, начал искать буксировочный крюк, чтобы прицепить трос. Спустя 5-10 минут подошёл водитель КАМАЗа, спросил, есть ли у нас трос. Оказалось, что он уже перестроился на обочину на встречной полосе. Водитель цистерны убежал к своему тягачу, вернулся с 6-метровым тросом. Андрей по-прежнему искал буксировочный крюк под бампером своего автомобиля, гребя снег руками. Стоя наверху с Женей и Татьяной, я видел, что вниз к Андрею спустились водитель автоцистерны и еще кто-то из водителей грузовиков. Водитель лесовоза уже отпустил прицеп и подъехал по обочине ближе к «Тойоте».
Пока лесовоз стоял на встречной полосе, на дороге с обоих направлений уже образовался затор длиной около километра, и несколько водителей в светоотражательных жилетах регулировали движение, пропуская легковой транспорт. Грузовики все стояли у обочин. Что поразило (или я настолько привык к человеческой черствости?) — никто из всего множества автомобилистов, стоявших в заторе, не высказал недовольства перекрытой дорогой. Все, кто хотел, выражали желание помочь, кто не мог участвовать — просто проезжали мимо. Многим бы автомобилистам поучиться такой терпимости!
29 декабря, 20:30 час. Примерно 10 минут спустя «Тойота» натяжно тронулась с места, лесовоз еще немного сдал назад и машина Андрея полностью оказалась на обочине… Он подбежал к КАМАЗУ, чтобы взять номер телефона водителя, но тот отмахнулся, сказал лишь: «Ничего мне не надо!», стряхнул снег из кабины, попрощался и был таков. Ещё через 10 минут затор разъехался и на дороге стало пусто.
Нам предстоял долгий путь через Вологду, и мы попрощались с местом аварии, напоследок узнав имя водителя тягача и его номер телефона. Алексей, улыбаясь, оставил номер и тронул с места автоцистерну… Вслед за ним уехали и мы.
Скорость на спидометре 60-65 км/ч.
«Мягонько приземлился…»
Спустя час встречаем очередное ДТП с машиной в кювете. Впотьмах было не очень понятно, что произошло: темная масса лежала справа от обочины, на которой стоял молодой человек. Остановились, подошли предложить помощь. Следом за нами остановился автомобиль ДПС, прибывший судя по всему на эту аварию. Оказалось, что легковой автомобиль, сойдя в кювет, через капот перевернулся вверх колесами и лежал на крыше в снегу без включенных габаритных огней, потому-то и не поняли мы сразу в чем дело. Со слов водителя, все произошло примерно час назад, и за это время к нему уже успели подъехать знакомые, а также автомобиль ГИБДД.
Мы стояли рядом с патрульным автомобилем, на словах выражая эмоции от увиденного. Водитель «перевертыша» уже давал объяснения для протокола одному из сотрудников ДПС, когда рядом прозвучал спокойный голос второго полицейского с чистым вологодским акцентом: «Да ничего, он мягонько приземлился. Сейчас дорога такая — не каждая резина «междурядку» раздвигает. Осторожнее нужно быть.»
Несмотря на всю трагичность ситуации, я еле сдерживал улыбку — слова эти прозвучали почти нежно! Кому доводилось слышать воголодский говор, тот поймёт, о чём я.
Лихачи на дорогах: отступление
Ближайший час мы находились под влиянием увиденного, обсуждая поступок Алексея и неизвестного нам водителя лесовоза. Очень жаль, что люди видят ежедневно и помнят лишь примеры лихачества на дороге. Моргающие дальним светом в спину фары «спортсменов», висящих на хвосте; снующие между рядами автомобили — «сперматозоиды», не использующие сигналов перестроения и занимающие едва высвобождаемые метры дистанции между авто. По их мнению, видимо, если ты элементарно соблюдаешь общепринятые правила дорожного движения, ты такой же как все — серая масса, быдло, лох.
А сколько доводится встречать автомобилей, идущих по трассе без включенных габаритных огней! Яркий пример тому — «Тойота» в кювете, встретившая в тёмное время суток во время обгона лесовоз без габаритных огней, который возник черной стеной в какие-то секунды перед капотом машины, шедшей на обгон.
Что стоило тому же Алексею — водителю дальномерной цистерны, не способной вытянуть «Тойоту» из кювета, продолжить свой путь дальше? Ради чего он так самоотверженно тратил свое наверняка ценное время? Ведь за тот час, что продолжалась битва за чужую легковушку, он ни на минуту не вернулся в теплую кабину своего тягача-иномарки. Да и потом, лишь смущенно оставил свой номер телефона. Заметьте: это люди, которым многие на своих легковых авто где-то не уступают дорогу и которых матерят в душе за то, что они слишком медленно «ползут».
Сегодня, спустя 10 дней, я снова общался с ним, пытался узнать его фамилию и откуда он родом, но в ответ лишь: «Из Ярославского района я». Я признателен этим людям, не бросившим в беде Андрея и Татьяну. Пусть ваша дорога всегда широкой и свободной!
Трасса Вологда — Медвежьегорск
30 декабря, ок. 01:00 час. Подъезжаем к Вологде, дорога стала лучше — шире и чище от снега! Вышли на окружную дорогу. Наш путь на Сокол и дальше, в Устье (Усть-Кубинского района).
Здесь нам пришлось плутать несколько часов, вместо того, чтобы добраться до места за час. С Окружного шоссе мы свернули на трассу А-114, а с неё — в направлении Архангельска, т.е. туда, куда должны были повернуть. Но сделали это на одну развязку раньше, чем было нужно!
Как я узнал позже, на Архангельск с окружной дороги Вологды ведут две трассы: первая от Москвы — кривая и страшная Р-5 (Медвежьегорское шоссе), и вторая — собственно М-8 «Холмогоры». Вот потому-то, следуя совету родственников и свернув на Архангельск, на нашем пути мы не встретили указателя поворота на Сокол, который я, как ни старался, не увидел. Хвала дорожным службам, 60-километровый отрезок пути мы преодолели за каких-то 3 часа!
Ужаснуло то, что довелось увидеть на трассе, ведущей от Вологды в Медвежьегорск. Двухполосная трасса однозначно не соответствовала никаким нормам содержание автомобильных дорог и скорее напоминала проселочную дорогу! Встречный транспорт во время движения вынужден был снижать скорость до 15-20 км в час для того, чтобы разъехаться на этой узкой полосе. Выбитые глубокие колеи на каждой стороне дороги способствовали развитию повышенной аварийной обстановки. Примерно через 30 км от Вологды на «встречке» заметили очередное легковое авто в кювете, возле которой стоял автомобиль ДПС.
Километры пути по этой трассе врезались в память навсегда. Желаю вам не встречать в своей жизни дорог в таком отвратительном состоянии!
По «Холмогорам» на Москву
4 января. Накануне выезда из Устья моя супруга Женя вечером видела в новостях передачу о страшном ДТП на трассе «Холмогоры», одновременными участниками которого стали более 5 автомобилей. Мы решили не спешить в дороге и ехать аккуратнее.
Как только выехали из Сокола в направлении Вологды, встретили первое ДТП: эвакуатор доставал из кювета легковой автомобиль… До самого Ярославля аварий больше не встречали. Что ещё отметил для себя на обратном пути: автомобили дорожных служб посыпали трассу от Вологды до Ярославля. Вот сейчас задаю себе вопрос: почему этого не было 29-30 декабря, когда валил снег и дорога была мокрой и скользкой!?
Очередную беду встретили на пути к Москве в том месте, где подобное случается часто — на повороте со спуском: тягач с полуприцепом, не справившись с управлением «ушёл» через ограждение в обочину и лежал заваленный набок. Дорожное движение регулировали сотрудники ДПС, на месте аварии работали автокран и бульдозер, на обочине стоял военный тягач. Скорость движения в этом месте снизилась до 10-15 км/ч. Поднимаю глаза в зеркало заднего вида — какое-то чудо, чуть отъехав от машины ДПС, уже летит на обгон на своем джипе. И это при том, что дорога покрыта снежными наносами и все участники дорожного движения снизили в месте аварии скорость. Что сказать…
4 января. ок. 17:30 час. При выезде из очередного населенного пункта недалеко от Переславля-Залесского на спуске в овраг встречаем еще один дальномер в кювете. Габаритные огни не горят, рядом никого. Снизили скорость, проезжая мимо тягача увидели водителя, который возился возле кабины. Остановились, узнать, чем можем помочь. Что увидели: кабина тягача почти до лобового стекла зарылась в снег, задняя часть полуприцепа повисла на обочине, колеса (все три оси) вывернуты на 30-40 градусов, но стоят пока под полуприцепом. Водитель не мог завести двигатель, т.к. с его слов «выбило массу».
Он поведал нам, как все случилось: «Впереди меня спускался какой-то МАЗ. На перекрестке он начал маневр поворота влево, выехал уже на встречную полосу и затормозил, пропуская «встречку». Я снизил скорость, сохраняя дистанцию, и в этот момент какой-то му..ак на джипе обогнал меня и пролетел между МАЗом и мною. Ну я и крутанул правее, что мне ещё оставалось, чтобы его не раздавить сзади?!»
Предложили водителю застрявшего тягача горячий чай и продукты, сотовый позвонить — он отмахнулся от нас расстроенный, сказал, что всё есть и ничего не нужно. Спустя пару минут уже подъезжал автомобиль ДПС. Мы пожелали бедолаге всего хорошего и не спеша тронулись в дальнейший путь.
4 января. ок. 20:40 час. Наконец-то мы дома. За 11 часов (включая остановки) преодолели около 560 км. Средняя скорость движения по датчикам составила 59 км/ч, максимальная — 101 км/ч.
Поездки по России на авто (или заключение)
Эта зимняя поездка в Вологду, разбавившая впечатлениями о российских автомобильных трассах наше летнее путешествие в Адлер, несомненно заставила сделать несколько выводов на будущее.
Минимум ночных поездок. Если все-таки темное время суток застало Вас в пути, соблюдайте скоростной режим, а еще лучше снизить скорость ниже максимальной разрешенной хотя бы на 10 км/ч. Остановитесь на ночлег где-нибудь в придорожной гостинице. Если Вы едете летом, но такой возможности нет (не попадаются придорожные кафе, где можно узнать про ночлег, или мотели), на крайний случай можно заночевать в машине. В этом случае остановитесь на посту ДПС, на крупной автомобильной заправке или на автостоянке при дороге. Если же Вас утомил зимний путь, остановитесь, передохните, и следуйте до ближайшего населенного пункта на малой скорости, там можно найти ночлег. Двухместный номер в придорожном мотеле обойдётся Вам в 1000-1500 руб., одноместный около 600-800 руб.
Перед поездкой зарядите батарею сотового телефона. Проверьте баланс лицевого счета; будет лучше если он превышает нулевую сумму на несколько сотен рублей.
Берите в поездку теплые вещи. Зимой теплая одежда выручит Вас в случае поломки, да и весит и занимает она мало места. Бросьте в багажник зимнюю куртку и брюки, зимнюю обувь (лучше если это будут валенки), меховые рукавицы.
Запас воды необходим, особенно в дальних поездках, где слишком велико расстояние между населенными пунктами. У меня при подъезде к дому за 10-15 километров в бачке омывателя закончилась «незамерзайка». Очень выручила «полторашка» обычной воды, которую всегда вожу в багажнике — залил в бачок её. Она, конечно, замерзла к утру в форсунках стеклоомывателя, но позже оттаяла.
Аварийный знак (знак аварийной остановки) всегда должен быть у вас в машине. Представьте ситуацию, в которой ваш сломанный автомобиль не виден на проезжей части, а вы стоите на обочине, и вместо аварийного знака выставлена популярная у некоторых водителей пустая 5-10 литровая канистра… Вас скорее примут за алкоголика, собирающего на выпивку на трассе. Аварийный знак всё-таки служит более очевидным признаком опасной ситуации.
Электрический фонарь, который Вы возите с собой в автомобиле, по возможности должен иметь встроенный аккумулятор. Из примера выше Вы могли увидеть, что водитель тягача, оставшись без электроснабжения водительской кабины, не имел возможности найти неисправность, т.к. фонарь-переноска у него работал от прикуривателя. Да и багажник Вашего авто может быть заблокирован во время аварии. Так что приобретите аккумуляторный фонарь, желательно с функцией аварийного переключения сигналов; периодически заряжайте его и возите с собой в кабине.
Термос с горячим питьем тоже не помешает. Кружка горячего чая немного взбодрит и поможет доехать до ближайшего населенного пункта, а во время морозов согреет Вас и Ваших попутчиков.
Всем счастливого пути и спокойной дороги!
Ваш пост признан интересным и процитирован в БлогоVo. Большое спасибо.