«Первый полет человека в космос явился триумфом советской науки и техники, блестящей демонстрацией преимуществ нашей социалистической системы. Наш советский социалистический строй является замечательной и надежной стартовой площадкой, с которой уходят в небесные дали космические корабли.
К полетам в космос нас готовили многие сотни специалистов самых различных профессий. Обширная программа, которую должен выполнить космонавт, включает в себя много разнообразных вопросов, и теоретических, и практических. Ведь космос только тогда можно считать освоенным, когда в нем будет жить и работать человек.
Готовясь к старту, мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину. Особое внимание наши учителя уделяют физической подготовке космонавтов.
Приход каждого нового дня отмечали утренней зарядкой. Занимались на открытом воздухе, в любую погоду, под наблюдением врачей. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина уступали место велосипеду. А вскоре подошло время тренировок на центрифуге, испытаний в сурдокамере, термокамере, в роторе, полетов в самолете на невесомость, прыжков с парашютом.
Трудной и упорной была подготовка человека к полету в космос. Нелегко далась она нам. Нелегко пришлось и нашим наставникам — ученым и медикам, биологам и инженерам. Это они разработали научно обоснованную систему тренировок космонавтов, это они бережно следили за нашими сердцами, легкими, мускулами и нервами, это их руками была создана уникальная аппаратура, позволяющая следить за состоянием космонавта в полете. Наконец, это они вселили в нас уверенность в успехе.
…Среда 12 апреля. Космодром Байконур, расположенный в широкой, как океан, степи. Навсегда останется в моей памяти и этот день и эта степь. И — самое большое, самое главное: сознание того, что мне, рядовому гражданину Советской страны, молодому коммунисту, доверена огромная честь — быть первым в космосе.
Минуты прощания с Землей. Сосредоточенные, одухотворенные лица Главного конструктора и Теоретика Космонавтики, ученых, инженеров, врачей. И ободряющий взгляд моего дублера — Германа Титова. Короткие слова прощанья, и вот уже лифт поднимает меня в кабину «Востока». Летит время. Наконец, долгожданная команда: «Подъем!»…
Как же ведет себя человек в космическом полете? Как он переносит перегрузки от ускорений, как отражается состояние невесомости на его организме, как будут работать различные системы космического корабля? На эти и многие другие вопросы мне предстояло дать четкие ответы.
Что можно рассказать о полете, который продолжался меньше двух часов? Полет проходил по орбите с перигеем 175 километров и апогеем 302 километра. Продолжался он сто восемь минут.
Сразу же по выходе на орбиту наступила невесомость — состояние, необычное для жителей Земли. Сначала мне все казалось очень необычным, но вскоре я привык к этому состоянию, освоился и продолжил выполнение заданной программы. Невесомость — это явление для всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах.
Двадцать восемь тысяч километров в час-вот скорость, с которой «Восток» проносился над океанами и материками нашей планеты. Между кораблем и Землей была установлена связь, которая работала безотказно.
Я передавал сообщения, слышал голоса моих товарищей. В кабине слышались радиопередачи с моей Родины. Я все время ощущал внимание и поддержку всей страны.
В ходе всего полета я вел плодотворную работу по программе. Поддерживал радиосвязь с Землей по нескольким каналам, как в телефонных, так и в телеграфных режимах, наблюдал за работой оборудования корабля, принимал пищу, воду.
Земля с космической высоты виделась хорошо. Отчетливо были видны горные массивы, береговая линия, острова.
Наступил момент спуска. Точно по графику сработал тормозной двигатель, снова возросли перегрузки.
Были закрыты шторки на иллюминаторах, и корабль стремительно вошел в плотные слои атмосферы. Наконец, Земля. Взволнованные лица товарищей, снова голубое небо над головой и незабываемый душевный разговор с Никитой Сергеевичем Хрущевым.
Задание Родины, партии выполнено…
Прошли недели, месяцы. Новые трассы в космосе проложены космическими кораблями «Восток-2», «Восток-3» и «Восток-4», в которых совершили свои полеты Герман Степанович Титов, Андриян Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович. 130 витков вокруг Земли сделали советские космонавты. Американцы-пока только 12. Счет 130 : 12. Счет внушительный в пользу страны, строящей коммунизм».
Юрий Гагарин
Он всех нас позвал в Космос
Нил Армстронг, американский астронавт о Юрии Гагарине
Гагарин Юрий Алексеевич (9.03.1934 — 27.03.1968), русский летчик-космонавт, первый в мире человек, совершивший 12 апреля 1961 года полет в космос на космическом корабле-спутнике «Восток». Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на землю.
Детство Юрия Гагарина
Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года. Существует легенда, которую поведала Лидия Обухова, что Юрий родился на самом деле 8 марта, но отец его Алексей Иванович будто бы сказал: «Парень и родился в женский день?! Не годится. Записывай рождение 9 марта». Но его мама — Анна Тимофеевна в своей книге всё-таки пишет, что родился он в ночь с восьмого на девятое марта.
Родители его жили в это время в деревне Клушино Смоленской области. Сам Гагарин был в семье третьим ребенком, были у него старшие брат Валентин и сестра Зоя, потом появился еще младший — Борис.
Отец занимался плотницким делом. Занимался всякими работами, которые необходимы на селе. Мама Анна Тимофеевна тоже выполняла любую работу, которая давал заработок. Написано много книг, где рассказывается о родне Гагарина. Об отце Алексее Ивановиче, имевшего в своих предках мятущегося и беспокойного предка Ивана Федоровича Гагарина родом из Костромы. О матери Анне Тимофеевне, которая воспитывалась в детстве в семье питерского рабочего Матвеева Тимофея Матвеевича, который работал на Путиловском заводе. Детство её прошло на Богомоловской улице, ныне это улица Возрождения недалеко от нынешней станции метро Кировский завод.
1 сентября 1941 года Гагарин пошёл школу, что была в селе Клушино. Учился не долго. Уже в октябре 1941 года в село вошли немцы. Первые месяцы оккупации учительница пыталась заниматься с ребятами. Почти каждую неделю меняли место занятий. Последним местом стал дом односельчан Зубовых. Но и там заниматься не получилось. Немцы устроили во дворе конюшню, и при размещении там лошадей ребят из дома выгоняли.
Жила семья Гагариных в землянке, которую вырыли во дворе.
Жизнь в Гжатске
Под новый 1946 год семья Гагариных перебралась в Гжатск. После переезда сюда Юру приняли в третий класс Гжатской базовой школы при местном педагогическом училище. Гагарин рос обычным ребенком, с увлечением учился. Сохранилось свидетельство, в котором написано: «Свидетельство выдано ученику 5 класса Гжатской базовой школой №1 о том, что он выиграл соревнования по кроссу на дистанцию 500 метров с результатом 1 минута 36,2 секунды».
Там он впервые в шестом классе, когда у них началось преподавание физики, стал заниматься в физическом кружке, организованном преподавателем Львом Михайловичем Беспаловым. Зимой 1948 года Гагарин вышел победителем общешкольного турнира — конкурса «Кто больше всех подтянется на турнике». Его рекорд был 16 раз. Такое остальным оказалось не под силу.
Весной 1949 года Юра окончил шестой класс, после чего родители приняли решение отправить его учиться в Москву, к родственникам, к дяде Савелию Ивановичу Гагарину.
Учеба в ремесленном училище
Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Сохранилась ведомость за первую четверть: у него оказались прекрасные отметки. 14 декабря 1949 года он был принят в комсомол.
Обучаясь в ремесленном училище, Гагарин и два его новых приятеля — земляк Тима Чугунов и Саша Петушков пошли в вечернюю школу, чтобы получить документ об окончании седьмого класса. Уцелело Свидетельство на бланке Министерства просвещения РСФСР с № 014511 об окончании седьмого класса этой школы, выданное Юрию Гагарину. В нем при отличном поведении перечислены оценки и все одиннадцать — только 5 (пять).
Есть и грамота за победу на спартакиаде Ремесленного училища в беге на 100 метров с результатом 12,8 секунды, а также в эстафете 4х100 метров.
29 апреля 1951 года учащийся РУ № 10 при Люберецком заводе сельскохозяйственных машин Ю. Гагарин получил удостоверение № 1295887 о том, что он полностью сдал установленные нормы и имеет право на ношение значка «Готов к труду и обороне СССР».
Из характеристики, выданной при окончании училища: «… Гагарин Ю.А. в течение двух лет был отличником учебы, заносился на Доску почета училища. Дирекцией училища Гагарину Ю.А. была два раза объявлена благодарность за отличную учебу и за общественную работу. Кроме того, директором завода ему объявлена благодарность за хорошую работу в цехе».
Отъезд в Саратов
Гагарин узнает от своих друзей, что можно продолжать образование по специальности, полученной в училище, но надо ехать в Саратов, чтобы поступить в Саратовский индустриально-педагогический техникум по своей литейной специальности. В Саратов поехали Юра Гагарин, Тимофей Чугунов, Саша Петушков (Александр Егорович). Дирекция училища снабдила их направлениями на учебу, оплатила проезд до Саратова. Их сопровождал воспитатель ремесленного училища Владимир Александрович Никифоров.
Гагарин и его новые друзья Витя Порохоня (Виктор Сидорович) и Женя Стешин оказались не только в одной группе, но во всем техникуме самыми молодыми студентами.
Сразу же вместе с Порохоней записался в баскетбольную секцию. Вскоре оба вошли в состав сборной училища. А затем Гагарин становится капитаном сборной. После первого курса техникума по рекомендации комсомольского бюро техникума городской комитет ВЛКСМ предложил ему поехать пионервожатым в лагерь с ребятами из детского дома.
Осенью в техникум пришло письмо, в котором говорилось: «За время работы в лагере студент вверенного Вам техникума Гагарин Ю. проявил исключительно добросовестное отношение к выполнению общественного поручения. Заслужил любовь и признательность воспитанников. В связи с вышеизложенным просим максимально поощрить его имеющимися у Вас возможностями и средствами»…
На следующее лето Ю. Гагарин решением комсомольского бюро был направлен инструктором физкультуры в один из крупнейших в области пионерских лагерей. Сначала его деятельность была встречена в штыки. Не все поначалу выходили на зарядку, но постепенно Юрий Гагарин всех заставил подчиниться. Стали проводиться индивидуальные и командные соревнования, состязания с соседями. В итоге Ю. Гагарин был выдвинут на общественную должность — руководитель отделения общества «Трудовые резервы», созданного в техникуме.
29 июня 1955 года Ю.А. Гагарин защитил диплом в техникуме.
Увлечения Ю.А. Гагарина
Во время учебы в техникуме увлекался многим. Он активно участвовал в работе различных кружков.
На втором семестре Гагарин занимался в кружке художественного слова, организованного в техникуме Филологическим факультетом Саратовского пединститута. Надо сказать, что декламировать он любил с раннего детства.
Он даже занимался в духовом оркестре, особенно в начале учебы. Осенью 1951 года Ю. Гагарин попал в Дом культуры трудовых резервов. Там он записался в оркестр. Руководил оркестром Михаил Иванович Блохин. Играл Гагарин на трубе. Занимался в кружке до третьего курса, пока не поступил в аэроклуб.
На втором курсе, например, занимался в физическом кружке. В него вошли в основном ребята из его группы. Этот кружок организовал Николай Иванович Москвин, старейшина СИТа, выпускник Варшавского университета 1904 года, активный участник движения за ликвидацию безграмотности в Поволжье в 30-е годы ХХ века, заслуженный учитель РСФСР. Н.И. Москвин не только увлек Гагарина изучением физики, но и пробудил в нем стремление познать нечто новое.
В тоже время занимался Ю. Гагарин и в литературно-драматическом кружке, руководителем которого была Нина Васильевна Рузанова. Здесь Гагарин тоже проявляя активность: организовывал походы в театр, активно участвовал в диспутах при обсуждении прочитанных книг.
Был активным спортсменом. Капитаном сборной по баскетболу, хотя и был самым низкорослым в команде. Стал секретарем техникумовского Совета ДСО «Трудовые резервы». Из числа других его выделял физорг техникума Геннадий Григорьевич Соколов.
Путь в авиацию
Из всех увлечений главной стала тяга Ю.А. Гагарина к летному делу, поскольку это стало главным делом его жизни. Его товарищ по техникуму В. Порохоня отмечал три попытки на пути в авиацию.
Первая попытка была предпринята во время учебы в Саратовском индустриальном техникуме. Сначала Юра стал слушателем отделения пилотов Аткарского учебного центра Добровольного Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту (ДОСААФ функционировало вплоть до распада СССР), открывшегося в здании СИТа в конце 1952 года. Но занятия в нем прекратились в январе 1953 года. Так закончилась эта попытка.
Вторая неудачная попытка была предпринята после второго курса техникума. Тогда Юрий попытался поступить в Краснокутское училище Гражданского Воздушного Флота, которое находилось в 100 км от Саратова. Но туда принимались юноши со средним образованием, в то время этого образования у Юры еще не было.
И только третья попытка принесла успех: 26 октября 1954 г. приказом № 82 по Саратовскому аэроклубу Ю.А. Гагарин зачислен курсантом на отделение пилотов Саратовского аэроклуба ДОСААФ. И это определило содержание всей его дальнейшей жизни.
Сначала изучение теоретических дисциплин, изучение материальной части парашюта, правила его укладки, затем прыжок с парашютом, сдача зачетов по теоретическим дисциплинам, в итоге за высокие показатели в теоретической подготовке Гагарину объявляется благодарность. Гагарин распределен во второе звено, им командует Герой Советского Союза Сергей Иванович Сафонов, в группу инструктора-летчика Дмитрия Павловича Мартьянова.
Защитив диплом с отличием, Ю.А. Гагарин получил специальность техника-технолога литейного производства, мастера производственного обучения. В выписке из сводной ведомости успеваемости учащегося IV курса литейного отделения группы Л-41 Гагарина Ю.А.: «отлично» по 32 предметам и лишь одна оценка «4» — по психологии. Вывод сделан такой: «Присвоить квалификацию техника-технолога литейного производства, мастера производственного обучения и выдать диплом с отличием».
Гагарин остался для завершения занятий в аэроклубе. Летом в конце июля Гагарин Ю.А. совершил свой первый вылет на самолете. В том первом самостоятельном полете он вполне прилично справился с заданием и невольно стал героем репортажа в газете «Заря Молодежи». Заметка стоит того, чтобы ее привести полностью.
«День на аэродроме. 5 часов утра. Мы на аэродроме Саратовского аэроклуба.
— Товарищи спортсмены, строиться! — подают команду своим звеньям инструкторы аэроклуба Ефремов и Андронов.
Застыли в ровном строю парашютисты.
— Спортсмен Игорь Горделовский, сегодня вы выполняете прыжок по упражнению № 3 с выдержкой в 10 секунд и приземлением в круг радиусом 150 метров.
Горделовскнй — учащийся техникума физической культуры, спортсмен-парашютист первого разряда. Сегодня он совершает 91-й прыжок. Но к нему Игорь готовится так же тщательно, как и к первому прыжку, который совершил несколько лет назад. Он производит вместе со всеми зарядку парашютов, прикрепляет запасной парашют, подгоняет ремни. Перед полетом инструкторы сами проверяют готовность к прыжкам. Все в порядке.
— По самолетам! — звучит команда.
Поле опустело. Ревут моторы самолетов, машины набирают скорость, и вот они уже в воздухе.
Проходит 13-15 минут, и в голубом небе то тут, то там появляются белые облачка с черными точками внизу. Слегка раскачиваясь, парашютисты медленно приближались к земле.
Вот они приземлились. У ребят веселые, радостные лица. У каждого много впечатлений. Но сейчас для разговоров времени нет. Быстрей на машины — и в аэроклуб: надо уложить парашюты, а потом успеть еще на разбор проведенного занятия. На аэродроме наступает тишина. Словно гигантские птицы, стоят в ряд «Як-18». Они ждут летчиков-спортсменов.
2 часа дня. Подъезжает автомашина. Из ее кузова выпрыгивают загорелые крепкие юноши. Вновь слышится знакомая команда:
— Товарищи спортсмены, строиться!
Начинается подготовка к полетам. В этот день программа разнообразна. Одни будут отрабатывать полет, другие — посадку, третьи — пойдут в зону, где им предстоит выполнять различные фигуры пилотажа.
Сегодня учащийся индустриального техникума комсомолец Юрий Гагарин совершает свой первый самостоятельный полет. Юноша волнуется. Но движения его четки и уверенны. Перед полетом он тщательно осматривает кабину, проверяет приборы и только после этого выводит свой «Як-18» на линию исполнительного старта. Гагарин поднимает правую руку, спрашивает разрешения на взлет.
— Взлет разрешаю, — передает по радио руководитель полетов Н. Ф. Пучик.
В воздух одна за другой взмывают машины. Инструктор Бошкин, наблюдая за взлетами своих питомцев, не может удержаться от похвалы:
— Молодцы, хлопцы!
Но вот машина снова на земле. Начинается разбор только что окончившихся полетов. Инструктор А. А. Яранцев подробно объясняет спортсменам В. Меркулову, В. Бузову, Г. Гурьянову И А. Осипову причины ошибок, допущенных ими во время полета. Незаметно пролетели несколько часов, проведенных на аэродроме. Солнце склоняется к горизонту. Рабочий день на аэродроме окончен».
«Заря молодежи», 1955, 3 августа.
О том, что о нём писали в газете, Юрий Гагарин узнал от своих товарищей, и, конечно, сразу же захотелось прочитать газету самому, подержать ее в руках.
«Газеты на аэродроме не оказалось, — писал он в книге «Дорога в космос», — достал я её только через неделю в городе.»
Летом Гагарин совершил свой первый прыжок с парашютом. Командиром парашютного звена в аэроклубе был И.Г. Ефремов, а инструктором парашютной подготовки А.А. Андронов. Они и проводили занятия по теоретической подготовке, и вывозили ребят на прыжки.
27 сентября 1955 годы был издан приказ № 58 об окончании обучения курсантов в Саратовском аэроклубе.
В итоге при завершении занятий в аэроклубе им получены следующие оценки: Гагарин Юрий Алексеевич, год рождения – 1934, национальность – русский, — образование – среднее техническое, партийность – член ВЛКСМ. Далее следуют оценки по предметам: самолет Як-18 – «отлично», мотор М-11Фр – «отлично», самолетовождение – «отлично», аэродинамика – «отлично», радиосвязь – «отлично», наставление по производству полетов – «отлично», общая оценка комиссии – «отлично».
Это позволило ему при обращении в военкомат с просьбой призвать его в армию получить направление в первое Чкаловское военное училище летчиков — ЧВАУЛ им. К.Е. Ворошилова. 17 октября Октябрьский райвоенкомат г. Саратова призвал Ю.А. Гагарина в Советскую Армию и направил его в Чкаловское военное авиационное училище летчиков.
Ю.А. Гагарин — курсант авиационного училища
27 октября 1955 года Ю.А. Гагарин зачислен курсантом 1-ого Чкаловского ВАУЛ им. К.Е. Ворошилова. 8 января 1956 года Юрий принял военную присягу.
И здесь судьба была благосклонна к Гагарину. Оказалось, что довольно многих курсантов отчислили со второго курса по состоянию здоровья. Поэтому его сразу из группы первого года, как уже имевшего летную подготовку, перевели в группу с двухгодичным сроком обучения. Но, наверное, что-то ещё при этом было принято в расчёт, так как из группы, которая прибыла в училище из г. Саратова, только Ю.А. Гагарин получил такое право.
В училище Ю.А. Гагарин становится помощником командира взвода. Став командиром, он предъявляет к своим товарищам единые требования в исполнении распорядка, дисциплины. Все это не понравилось некоторым курсантам из его взвода. Возник конфликт. Гагарин, не привыкший пасовать при отстаивании своей точки зрения, не снижает требовательности к нарушителям. В итоге трое наиболее активных из них, решили «поставить на место» ретивого командира. Силы были не равными. В ходе схватки — Гагарин серьезно пострадал.
Только через месяц после этого инцидента Гагарин вернулся к исполнению своих обязанностей, оставаясь таким же требовательным к подчиненным, поскольку считал, что в армии, а тем более в авиации основу успешной службы составляют дисциплина и порядок, которые должны исполняться всеми военнослужащими без исключения.
18 августа 1957 года — в день большого праздника, посвященного 36-ой годовщине училища и Дню Воздушного Флота СССР — Ю.А. Гагарину вручается Почетная грамота ЦК ВЛКСМ. Выступая за честь своей эскадрильи на соревнованиях в тот день Гагарин получает еще сразу четыре грамоты за первые места: в состязаниях по гимнастике, баскетболу, волейболу, в беге на сто метров.
Вот строки из аттестации Гагарина при окончании училища. «За период обучения в училище показал себя дисциплинированным, политически грамотным курсантом. Строевая и физическая подготовка хорошая. Теоретически подготовлен отлично. Государственные экзамены по теоретическим дисциплинам сдал со средним баллом 5. Приобретенные навыки закреплял прочно. Летать любит, летает смело, уверенно.
Училище закончил по 1 разряду. Делу КПСС и социалистической Родине предан. Вывод: достоин выпуска из училища летчиком истребительной авиации с присвоением воинского звания лейтенант. 26 октября 1957 г.»
27 октября, Юрий Гагарин и студентка медицинского училища Валентина Ивановна Горячева зарегистрировали свой брак в ЗАГСе города Чкалова. 6 ноября 1957 года состоялась свадьба молодого лейтенанта с Валентиной, ставшей Гагариной.
После завершения учебы ему, как отличнику, предложили выбор места службы. Гагарин выбрал Заполярье. 5 ноября 1957 года Ю.А. Гагарин по окончании училища направлен в распоряжение командующего ВВС Северного флота (СФ). Валентина Ивановна, когда они познакомились, работала на телеграфе, а потом начала учиться в Медицинском училище. Поэтому после свадьбы наступила разлука. Гагарин уехал к месту службы, а Валя осталась завершать свое медицинское образование.
Служба на Севере
С 29 декабря 1957 года Юрий Гагарин становится летчиком 769 ИАП (истребительного авиационного полка — прим. themajor) 122 ИАД ВВС СФ, пос. Луостари-Новое Мурманской области.
5 августа 1958 года к нему приехала его жена Валентина Ивановна. В апреле 1959 года — 17-ого в семье Гагариных родилась дочка, которую назвали Елена.
24 октября 1959 года Ю.А Гагарин был представлен на должность старшего летчика, имея к октябрю 1959 года общий налет 265 часов.
Сохранилась запись в дневнике Гагарина от 10 ноября 1959 года: «Вчера прошел пятнадцать километров на лыжах. Сегодня с Валей, как обычно, оставив Леночку на попечение соседей, пробежали на «норвегах» несколько кругов по гарнизонному катку. Настроение отличное!..»
Надо сказать, что Гагарин постоянно вел дневники, где записывал некоторые события собственной жизни, какие-то свои впечатления от увиденного, прочитанного. Иногда делал выписки, в том числе из стихов чем-то его поразивших: выдержки из Афанасия Фета, Якова Княжнина, Эдуарда Багрицкого. Правда, те, кто говорил с Гагариным, отмечали его правильную, грамотно выстроенную речь, с богатой лексикой.Приведём в пример рассказ Краскина Владимира Борисовича об одной из его встреч с Гагариным во время дежурства, когда в космическом полете находились В.В. Терешкова и В.Ф. Быковский. Разговор был не служебным и Владимир Борисович был приятно поражен и тем, как быстро Гагарин мог к себе расположить собеседника, и как интересно и живо он говорил, и как богата и разнообразна была его речь.
Потекли армейские будни: полеты в условиях полярного дня и полярной ночи, боевая и политическая подготовка. Летать Гагарин любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали «новой техникой».
Дорога в космос
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А. Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.
Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.
А за четыре месяца до полета практически всем стало ясно, что полетит именно Гагарин.
Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.
Но чтобы это произошло, Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длинною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, на других тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, на учебно-тренировочных самолетах, на летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.
Перед полетом в космос Ю.А. Гагин в составе «ударной» шестерки прибыл 05 апреля 1961 года на космодром. Дни перед запуском были насыщены занятиями и тренировками. Наконец, 10 апреля состоялось официальное заседание Государственной комиссии, которая окончательно утвердила старшего лейтенанта Юрия Алексеевича Гагарина пилотом на первый полет в космос. Запасными были назначены Титов Герман Степанович и Нелюбов Григорий Григорьевич.
10 апреля Ю.А. Гагарин написал прощальное письмо родным.
Наиболее полный текст был приведен в газете «Правда» за 08 апреля 1991 года; в комментарии, составленном журналистом, который подписал свою заметку как Вл. Ларионов, указано, что письмо написано на листках в клеточку, то есть просто взятых из обычной тетради. Есть к ним и послесловие, написанное его супругой Валентиной Ивановной Гагариной, когда ей представилась возможность ознакомиться с ним в 1991 году. Вот текст этого письма и текст, сопроводивший его публикацию.
Завещание космонавта
Вл. Ларионов. «Правда», 08.04.1991, Специальный выпуск.
Письмо, написанное 10.04.1961 года Ю.А. Гагариным, на листах в клеточку.
«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Лелечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня.
Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как Я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной.
Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!
Можно ли мечтать о большем?
Ведь это история, это новая эра.
Через день я должен стартовать. Вы в это время уже будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы, перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.
В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что и на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я.
Вырасти из них не белоручек, не маменьких дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей достойных нового общества – коммунизма.
В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь. И мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.
Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая.
Когда-то еще в детстве прочитал слова В.П. Чкалова: « Если быть, то быть первым». Bот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги им в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им и не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра.»
10.4.61 г. Гагарин.
«Я прочитала это письмо через много лет, — вспоминала Валентина Ивановна. – Читала и решала для себя задачу высшей человеческой математики: что стоит за этими словами? Сомнение? Нет! Честность…»
К этому комментарию В.И. Гагариной трудно что-то добавить.
Действительно, читая это письмо, понимаешь, что Гагарин отлично понимал и груз ответственности, который, несомненно, будет возложен на него после успешного полета, и значение этого свершения в истории человечества, и меру риска, который выпадет на его долю. В письме есть слова, в которых проявляется и благородство человека, который понимает, что в случае своей гибели он оставляет молодую женщину с двумя детьми на руках. Зная жизнь, он не налагает на нее никаких обязательств. Понятны и его советы по воспитанию дочек в труде и скромности, конечно, они понятны только «не испорченному» цинизмом каждому честному человеку, который хочет достойной жизни своим детям не только за счет славы родителей.
Конечно, в этом письме есть и слова о «коммунистическом» обществе, но это не то упоминание, которое делали карьеристы, которые теперь объясняют, что иначе им было бы «не пробиться» в той жизни, здесь эти слова выражают представление человека о достойной и счастливой жизни, которая ждет каждого в будущем, если все будут честно трудиться.
О многом заставляет задуматься это бесхитростное послание, написанное Ю.А. Гагариным перед самым ответственным шагом в его молодой жизни, к этому времени ему едва исполнилось 27 лет.
12 апреля 1961 года состоялся полет в космос Юрия Гагарина
Наступил день 12 апреля 1961 года. Лишь посвященные знали, что должно было произойти в этот обычный весенний день. Еще меньше людей знали, кому суждено перевернуть всю историю человечества и стремительно ворваться в чаяния и помыслы человечества, навсегда оставшись в памяти как первый человек, преодолевший земное притяжение.
Перед тем как подняться на лифте в кабину корабля, Гагарин улыбнулся: «Ну, братцы, один за всех и все за одного!»
А потом уже были сказаны слова, которые знает сейчас наизусть каждый космонавт: «Что можно сказать в эти минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито прежде, было сделано ради этой минуты. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания, понимая ответственность задачи. Я сделаю все, что в моих силах… Я говорю вам, дорогие друзья, — До свидания! — как всегда говорят друг другу люди, отправляясь в далекий путь. Как бы мне хотелось вас обнять всех, знакомых и незнакомых, далеких и близких».
День 12 апреля 1961 г. выдался на редкость удачным. Пуск прошел чисто, хотя разделение спускаемого аппарата и приборного отсека корабля проходило не совсем гладко.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.
За свой полет Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен званий «Герой Советского Союза» и «Летчик-космонавт СССР», награжден орденом Ленина.
Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина. А накануне поездки в Москву Юрий Алексеевич предстал с докладом о прошедшем полёте перед членами государственной комиссии.
Было принято решение о сооружении ему памятника в г. Москве. Решение беспрецедентное — памятники при жизни в СССР ставили только лицам, ставшими дважды Героями Советского Союза, и только на родине Героя. Золотая звезда с № 11175 была вручена Ю.А. Гагарину 14 апреля 1961 года в Кремле.
После полета в космос на Ю.А. Гагарина буквально обрушилась небывалая слава. Не каждый мог выдержать такое испытание. Начались зарубежные поездки по приглашениям глав правительств, глав государств, различных общественных организаций. Каждый визит Ю.А. Гагарина стал событием для принимающего государства, испытанием для Юрия. Череда визитов и выступлений. Приведем рассказ о его самом первом визите за рубеж.
Первый иностранный визит Ю.А. Гагарина
Уже 27 апреля 1961 года чехословацкое агентство «ЧТК» сообщило о предстоящем двухдневном визите Ю.А. Гагарина в Чехословакию по приглашению ЦК Коммунистической партии Чехословакии, президента Чехословацкой Социалистической республики Антонина Новотного.
28 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин прибыл в Прагу. Интересно отметить, что перелет в Чехословакию был совершен на обычном рейсовом самолете «Аэрофлота» Ту-104 . Когда самолет с Юрием Гагариным подрулил к зданию аэропорта, приветственные возгласы заглушили шум не успевших остановиться двигателей. Самолет, так казалось, просто потонул в бесконечном человеческом море.
Каждый стремится пожать Гагарину руку, тронуть за плечо, поймать его взгляд, сказать ему хотя бы одно слово.
Его встречали как национального героя, как друга, как брата, как самого близкого и родного человека. Так было и это не может быть забыто. Хотя ныне в это, может быть, и трудно поверить. Но тогда казалось, что все это навсегда.
В тот же день после приема в Пражском Граде, Ю.А. Гагарин посетил одно из крупнейших машиностроительных заводов столицы — «ЧКД-Сталинград». Узнав, что Ю.А. Гагарин в прошлом литейщик, рабочие за ночь выполнили из бронзы фигуру литейщика и директор завода Антонин Капек передал Ю.А. Гагарину отлитую из металла статую литейщика, как символ любви чехословацких трудящихся к герою космоса.
На почтамте Праги, в честь визита Ю.А. Гагарина было проведено памятное гашение корреспонденции специальным почтовым штемпелем.
Последний этап жизни
Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. А были (просто не могли не быть!) многочисленные встречи с советскими людьми, поездки за рубеж, встречи с журналистами. Их число не уменьшалось даже несмотря на то, что количество космонавтов увеличивалось.
20 декабря 1963 года Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация «лунной программы». Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль «Союз». Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин.
То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили «поберечь» и не рисковать его жизнью.
Всем известно, чем закончился полет корабля «Союз-1». Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать «Союзы». В конце концов, так и произошло — «Союзы» летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина.
1968 год стал последним в жизни Гагарина. 17 февраля он защитил диплом в Академии имени Н.Е.Жуковского. Продолжал готовиться к новым полетам в космос.
С большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. 27 марта 1968 года был первый такой полет. И последний…
Последний полёт Гагарина
27 марта 1968 года было запланировано два полета с участием Юрия Гагарина. Первый полет вместе с Героем Советского Союза В.С. Серёгиным, а вслед за этим ему предстоял самостоятельный вылет. Так оказалось, что это день оказался последним в жизни Юрия Алексеевича Гагарина.
При отъезде на аэродром он забыл свой пропуск дома. Его отговаривали от возвращения домой за пропуском — плохая примета: «Пути не будет». Но Гагарин вернулся и взял пропуск, который давал право прохода на аэродром.
Летчики прошли медицинское обследование и получили разрешение на взлет.
Обстоятельства сложились так, что полет они стали завершать ранее положенного срока. С некоторого момента связь с самолетом была потеряна. Самолет не вернулся на аэродром. Вскоре стало ясно — непоправимое случилось. Позднее обнаружили место падения самолета. До последнего момента двигатель самолета работал. Летчики не покинули кабину. Оба погибли. Самолет разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
Версий, объясняющих возможные причины гибели экипажа, много. Нет никаких оснований отдать предпочтение одной из них. Скорее здесь произошло трагическое стечение ряда обстоятельств, которые не оставили шанса спастись экипажу.
Так в возрасте 34 лет ушел из жизни Юрий Алексеевич Гагарин — первый космонавт планеты Земля.
Награды и почётные звания
Удостоен звания «Летчик-космонавт СССР» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года).
Герой Советского Союза (Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года). Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (Указ Президента ЧССР от 28 апреля 1961 года). Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года). Герой Труда Демократической Республики Вьетнам.
Награжден орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года), орденом Георгия Димитрова (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года), орденом «Грюнвальдский крест I степени» (Постановление Государственного Совета ПНР от 20 июля 1961 года), орденом «Плайя-Хирон» (Постановление Совета Министров Республики Куба от 24 июля 1961 года), орденом Знамя Венгерской Народной Республики I степени с алмазами (Постановление Президиума ВНР от 21 августа 1961 года), орденом «Ожерелье Нила» (Указ Президента Объединенной Арабской Республики от 31 января 1962 года), Большой лентой Африканской звезды (Указ президента Либерии от 6 февраля 1962 года), орденом Карла Маркса (ГДР), Звездой II степени (Индонезия).
Награжден золотым значком Центрального комитета Коммунистической партии Финляндии (решение ЦК партии от 30 июня 1961 года), золотой медалью Британского общества межпланетных сообщений (решение Совета общества от 11 июня 1961 года), медалью «За заслуги в области воздухоплавания» Военно-воздушных сил Бразилии (приказ Главнокомандующего ВВС Бразилии от 29 июля 1961 года), памятной золотой медалью правительства Автрии (решение Федерального правительства Австрии от 10 мая 1962 года), золотой медалью имени К.Э. Циолковского АН СССР, медалью де Лаво (FAI), золотой медалью и почетным дипломом Международной ассоциации «Человек в космосе», золотой медалью и почетным дипломом Итальянской ассоциации космонавтики, золотой медалью «За выдающееся отличие» и почетным дипломом Королевского аэроклуба Швеции, Большой золотой медалью и дипломом FAI, золотой медалью города Сен-Дени (Франция), медалью Колумба (Италия). Удостоен премии Галабера по астронавтике.
Почетный гражданин российских городов Калуга (решение Калужского горисполкома от 13 июня 1961 года), Новочеркасск, Смоленск, Саратов, украинских городов Винница, Севастополь, азербайджанского города Сумгаит, болгарских городов София, Перник, Пловдив (решение Пловдинского городского совета от 27 мая 1961 года), греческого города Афины (решение Афинского муниципалитета от 12 февраля 1962 года), кипрских городов Фамагуста, Лимасол, французского города Сен-Дени, чешского города Тренчаске-Теплице.
Почетный член Международной академии астронавтики (с 1966 г.). Пожизненный член Клуба исследователей космоса факультета физики университета в городе Лакнау, Индия (решение Совета клуба от 30 ноября 1961 года). Почетный вождь либерийского племени Кпелле (решение совета старейшин племени от 6 февраля 1962 года).
На вечное хранение Юрию Гагарину были вручены золотые ключи от ворот египетских городов Каир и Александрия.
Именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета (1772 Gagarin).
Похоронен герой на Красной площади у Кремлевской стены. В его честь город Гжатск Смоленской области переименован в Гагарин; его имя присвоено Военно-воздушной академии в Монино, Центру подготовки космонавтов, кораблям, улицам. В Москве, Гагарине, Звездном установлены памятники.
«Юра — олицетворение вечной молодости русского народа…
В нем счастливо сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие…»С.П. Королёв
Публикации
Книга «Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР» (1961 г.). Статьи «Звездное время» («Красная Звезда» от 1 мая 1961 года), «Вас ждет воздушный океан» («Комсомольская правда» от 9 июля 1961 года), «Металл и характер отливаются в труде» («Красная Звезда» от 14 октября 1961 года), «Вперед, всегда вперед» (в соавторстве с Г.С. Титовым, «Правда» от 12 апреля 1962 года), «Слово к писателям» («Литературная Россия» от 12 апреля 1963 года), «Поэзия звездных высот» («Комсомольская правда» от 10 мая 1963 года), «Лыжню летящим по волнам» («Комсомольская правда» от 2 октября 1963 года), «Штурмующие небо» («Известия» от 4 октября 1963 года), «Дважды воскресший» («Молодой коммунист», 1964, № 3), «Есть пламя» («Комсомольская правда» от 18 августа 1964 года), «Наши ряды растут» («Красная Звезда» от 11 апреля 1965 года), «Время коммунизма, время космоса» («Авиация и космонавтика», 1967, № 4), «Ступени во Вселенную» (в сборнике АПН «В 2017 году», 1968 г.), «Психология и космос» («Молодая Гвардия», в соавторстве с Лебедевым В.И., 1968 г.).
Малоизвестные страницы из биографии Юрия Гагарина
Как стремительно бежит время… Казалось бы, ещё совсем недавно в эфире прозвучало знаменитое «Поехали!», взорвалась от восторга Красная площадь, а молодому летчику Юрию Гагарину рукоплескал весь мир. Давно ли это было? А сегодня мы отмечаем уже 52-ю годовщину первого в мире полёта человека в космос.
И в то время в стране были созданы необходимые условия для освоения многих профессий, осуществления мечты. Но был и остается у предпосылок элемент случайности, ибо не все в жизни зависит от нас, а от того, как сложатся конкретные обстоятельства, как на небосклоне «звезды лягут». И судьба первого космонавта Земли – лучшее тому подтверждение.
Не попади, к примеру, в поле зрения отборочной комиссии летчик-истребитель лейтенант Ю. Гагарин – космоса бы ему не видать. Да и какие, собственно, тогда могли быть мечты, если не летал ещё спутник, не поднимались на орбиту Стрелка и Белка…
Впрочем, Гагарин мог не попасть в небо и по другой, более простой причине…
В 1962 году в Армавирское авиаучилище летчиков на должность командира звена из Оренбурга прибыл капитан Акбулатов Яктар Шакирович или Яша, как представлялся он каждому из нас. Получит звание «майор» в те годы было весьма сложно: летчики-инструкторы ходили у нас капитанами по 11-13 лет. И вдруг – какой-то «варяг». Вскоре, правда, выяснилось, что старожилам спутал кадровый пасьянс не кто иной, а летчик-инструктор самого Юрия Гагарина, выпустивший его в самостоятельный полет на самолете МиГ-15. Вот что рассказывал сам Яктар Шакирович о тех днях:
«…Летом 1957 года я успешно выпустил группу летать самостоятельно и, как было заведено у нас, уехал на недельку в летный профилакторий передохнуть. Расположились, загрузили на вечер холодильник. Вскоре прибыли «ударники» из соседней эскадрильи. Один из них вдруг обращается ко мне:
– Акбулатов, давай быстро в полк, машина ждет.
– А что случилось? – насторожился я, настроившись основательно отдохнуть.
– Такой-то (приехавший назвал фамилию молодого летчика-инструктора) зашивается: никак не может выпустить курсантов самостоятельно. Командир принял решение его группу передать тебе и подтянуть её.
«Здрасьте, я ваша тетя», — чертыхнулся я, но приказ есть приказ: пришлось возвращаться.
Беседую с отстающими персонально. Дохожу до самого последнего, низкорослого в шеренге. Его я достаточно хорошо знал: не белоручка, хороший спортсмен, активист, открытый парень, таких всегда жалко отчислять.
– Ну что, Гагарин? Как настроение, как дела? Что не получается?…
– Не знаю, товарищ капитан, вроде всё делаю правильно, — поник головой курсант.
– Ты только не вешай нос! – ободрил я неудачника. – Раз делаешь всё правильно – должен летать. Парень ты грамотный…
Подошли к самолету. Стал анализировать последовательность его действий в кабине, порядок распределения внимания по этапам полета. В самом полете уже выяснилось: поздно переносит взгляд на землю, не успевает адаптироваться, резко хватает ручку на выравнивании на себя и начинается «кордебалет». Пришлось повозиться, но выпустил я его самостоятельно. Опекал, летать планировал чаще в утренние часы, когда спокойная атмосфера. Закончил он училище благополучно. Через год, будучи лейтенантом, приехал в отпуск, пришел вместе с Валей в гости, приволок две бутылки «Анисовой». Женщины – вино, мы – по водочке. Юру, помню, от неё замутило…
После полета в космос в училище прилетел с целой свитой: одних генералов – человек шесть. В актовом зале мы, местные, держались подальше. Но он подошел сам, обнялись, на банкете сидели уже рядом.
– «Анисовой»-то не балуешься? – напомнил я давний случай. Посмеялись. А в перерыве он подозвал какого-то генерал-лейтенанта, представил меня.
– Мой инструктор – капитан, а я – майор: мне неудобно. Сделайте, пожалуйста, что-нибудь…
Так через восемь месяцев я оказался в Армавире. Чтобы получить майора, пришлось переводиться из ВВС в войска ПВО…»
Несколько лет спустя я прочел в «Правде» небольшое сообщение, буквально пару строк: «сегодня ушел на заслуженный отдых инструктор первого космонавта СССР Ю. Гагарина майор Я. Ш. Акбулатов». Знаю, что после увольнения он уехал на постоянное место жительства в Казань. Как дальше сложилась его судьба – мне не известно. Дальнейшая судьба Юрия Гагарина известна всем.
А вот не пересеклись бы их пути с Акбулатовым, не определи тот своевременно «кочку», о которую споткнулся юный Гагарин – скорее всего другого бы носили на руках в апреле 1961 года. Может жил бы Юрий до сих пор, растил детей и внуков, праздновал сегодня свой юбилей. Разве мог он, выпускник Саратовского аэроклуба, в далеком 1955-м, радуясь первому самостоятельному полету на Як-18 УТ, восторженно написав в «Боевом листке»: «Мечта моего детства и юности сбылась», догадываться о том, что он собственными руками возводит себя на Голгофу? Разве мог предположить, что два года спустя, освоив, наконец, МиГ-15, через одиннадцать лет будет этим же аппаратом и похоронен? Ему было 34, как и Чкалову. Великие и святые, они не ведали: где и когда погаснет их звезда. Что же делать остальным? К тому же человек так устроен, что больше думает о жизни, нежели о смертном одре.
Комиссия не выяснила причину гибели экипажа УТИ МиГ-15. Она дотошно копалась в железках, документах метеосводках, изучала радиообмен. А может следовало бы покопаться в психологии?
В 1943 году И. Сталин, отправляясь в Тегеран, отказался лететь с генералом. «Генералы редко сидят за штурвалом», — произнес, как приговорил, вождь. Даже Сталин, далекий от пилотирования, понимал: в авиации большой начальник за штурвалом – потенциальная опасность. А когда два – опаснее вдвойне. Тем более, что сегодня мы знаем: Ю. Гагарин испытывал трудности в управлении МиГ-15, и не только в училище, но и на Севере, в полку. Став космонавтом, он летал нерегулярно. Но, если в Оренбурге его опекал Акбулатов, то потом, уже, увы…
Серёгин, разумеется, был подготовлен к полету, но ввиду того, что занимал в те годы должность командира авиаполка, пилотировал чаще «авторучкой», нежели ручкой управления самолетом. Не исключено, что когда летчики свалились в штопор – самолюбие не позволило им покинуть самолет. Вот они и пытались вывести его – до конца. Из-за большого инерционного момента, короткого фюзеляжа и отсутствия пушечного лафета УТИ МиГ-15 выходил из штопора тяжело. Помню, обычно выйти из него в полку могли лишь особо подготовленные – человек пять-шесть. И далеко не всегда – командиры.
Так, заместитель командира авиаполка в Грозненском ВАУЛ В. Новиков еле вывел из штопора спарку УТИ МиГ-15 на высоте 300 метров. Итог – у летчика полопались сосуды лица и глаз. А командиры полков на штопор в те годы практически не летали. Впоследствии даже на этом типе самолетов, не говоря уже о сверхзвуковых моделях, подобные учебные полеты были отменены. Кто-то обязан был просчитать возможный исход, настоять, отменить вылет. Но кто мог это сделать? И как – с такими высокими, прославленными, по существу – государственными – людьми. Главком ВВС? Заместитель главкома по космическим полетам?
Остается лишь гадать. Да делать зарубки на память. Не нам, конечно, другим. Нам остается только сожалеть и скорбить. Да поднять чарку и почтить память. Погрустить… И продолжать гордиться тем, что первым в космосе был все-таки наш человек.
Сам он и его подвиг навсегда останутся в истории нашей планеты. И ничто уже не сможет отменить его подвига — ни исчезновение страны, которую он прославил в веках, ни новые достижения человечества на пути освоения космоса.
Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда.
Источники и литература: Ю. Железняков «Энциклопедия космонавтики»; Гагарин Ю.А. Дорога в космос, (лит. запись специальных корреспондентов «Правды» С.Н. Борзенко и Н.Н. Денисова), М., Воениздад, 1969, тираж 75000 экз.; Гагарин В.А., лит.запись Валентина Сафонова. Мой брат Юрий, М., изд. 2-ое доп., Московский рабочий. 1979, стр. 268, тираж 100000; Гагарин. Книга-альбом, М., Молодая гвардия, 1971, тираж 50000 экз.; Гагарина А.Т. Память сердца. (лит. Запись Копылова Татьяна), 2-ое изд., М., АПН, 1986, стр. 106, 117 — 118, 121, 123, 126, тираж 400000 экз.; Зверев Ю., Оксюта Г., Юрий Гагарин на земле Саратовской, Саратов, Приволжское книжное издательство, 1972, стр. 34, 35, 51, 53, 55, стр. 76 — 78, 81,82, тираж 100000 экз.; Белоцерковский С.М., Диплом Гагарина, М., Молодая гвардия, 1986, стр. 120 — 122, тираж 155000 экз. (1-ый завод — 75000 экз.); Борзенко С.Н., Денисов Н.Н., Космические богатыри (из записных книжек корреспондентов «Правды»), М., Правда, 1964, серия библиотека «Огонек» № 17, стр. 11 — 13, тираж 97400 экз.; Карпушенко В.М., Юрий Гагарин — внук путиловца, Л., Лениздат, 1981, 80с., с илл., тираж 50000 экз.; Копылова Т., Юрий Гагарин: у звезд и на Земле, М., Рабочая трибуна, № 73 (373), 12.04.1991; Ларионов Вл., Завещание космонавта, Правда, 08.04.1991, Специальный выпуск; Попов Л.И., Касьян И.И., Кузьмичев Н.А., Четверо из космической семьи, М., Машиностроение, 1991 (тираж не указан); Обухова Л. А., Вначале была Земля…, М., Современник, 1973, стр. 55, тираж 150000 экз. Порохоня В.В. Дорога на Байконур, Алма-Ата, издательство «Казахстан», 1977, стр. 13, тираж суммарный 90000 экз.; Россошанский В.И., Феномен Гагарина, Саратов, издательство «летопись», Издательский центр Саратовского государственного социально-экономического университета, 2004, стр. 243, тираж 2000 экз.; Столяж Б. Л., Знаете, каким он парнем был…, М., Физкультура и спорт, 1985, тираж 50000 экз.; Советские и российские космонавты, 1960 — 2000, авторы составители И.А. Маринин, С.Х Шамсутдинов, А.В. Глушко, М., ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001, стр. 56 — 58, тираж 3000 экз.; Борис Викторович Раушенбах «Постскриптум».