Фотография в моей жизни имеет определённое значение. Именно занятие фотосъёмкой подтолкнуло меня в 2009 году заняться краеведением, приступить к изучению истории родного города, расширить кругозор и уже год спустя запустить свой первый сайт.
Опыт репортажной съемки я приобрёл во время службы в Вооруженных силах, где снимал довольно много событий и вёл документальную хронику. В это время я почти не расставался с камерой, снимал сюжеты для рабочих очерков и для истории своего полка. Почти все съёмки были документальными и связаны с участием в массовых мероприятиях. Проводя фотосъёмку, я научился отражать ход событий со стороны. Я с удовольствием снимаю праздничные и спортивные мероприятия, имею опыт съёмки свадебных торжеств, но при этом любимым почерком остаётся динамичная репортажная хроника.
* * *
Впервые фотоаппарат я увидел, когда мне было всего несколько лет от роду. Меня снимали для семейного альбома, но я не понимал всей прелести этого процесса, потому что был слишком мал. Но уже в 4 или 5 лет мне стало ясно, что фотография это очень хорошо! Потому что люди, которых снимали на фотокамеру, всегда улыбались или обнимали друг друга.
В 9 лет впервые в своих руках я держал достижение советской фототехники. Это был фотоаппарат ФЭД-3.
На нем было так много интересных переключателей, рычажков и кнопок, а ещё он жужжал! Корпус аппарата был из хромированной стали, массивным и внушал уверенность моим детским рукам. В то время у меня ещё не было своего фотоаппарата.
В школе, как и многие дети тех советских лет, в свободное от учебы и домашних заданий время, с друзьями мы сами печатали фотоснимки. Иногда у нас получалось. Но главным тогда была не фотосъёмка, а сам процесс: объездить весь город , чтобы найти в магазине проявитель с закрепителем, фотобумагу, а потом, закрывшись в ванной комнате при свете лампочки, окрашенной в красный цвет, заниматься проявлением фотопленки и печатью фотоснимков!
В тот период конца 1980-х — начала 1990-х годов населению были доступны дешевые и практичные фотоаппараты «Смена».
Такими аппаратами мы с друзьями фотографировали друг друга во дворе, а мой одноклассник снимал на выпускном вечере в школе в 1995 году. В семейном альбоме и сейчас хранятся несколько фотоснимков, сделанных мною с помощью «Смены».
Развал Советского Союза принес много нового и доступного людям. Появились недорогие фотоаппараты-автоматы, попросту называвшиеся «мыльницами» — это Konica, Samsung, Fuji и им подобные. За период с 1998 по 2004 год я сменил несколько моделей пленочных фотоаппаратов Самсунг, подбирая очередную из них по разным требованиям к функциональности аппарата и качеству снимков.
В 2005 году я приобрел свой первый цифровой фотоаппарат. Это был 3-мегапиксельный Olympus C-725 UZ.
Он успешно прошел свой экзамен для того, чтобы следующей моделью, которую я выбрал, снова стал Олимпус.
Очередной фотокамерой в 2006 году стал продвинутый 8-мегапиксельный фотоаппарат Olympus SP-350 — творческий аппарат с ручными настройками съемки и поддержкой формата RAW-снимков. Эта модель довольно резко исчезла с российского рынка, не залежавшись на полках. А жаль, ведь эта камера имела неплохую матрицу, гибкие настройки, высокую скорость работы и фотосъёмки!
С ростом опыта менялись и требования к качеству снимков, возможностям самой аппаратуры. Впервые в 2005 году взяв в руки зеркальную цифровую фотокамеру Nikon D70s, а в последствии поработав с Canon 350D, я понял, что любителю, исчерпавшему весь ресурс любительского компактного цифровика, зеркалка даёт возможности творческого роста. Тем не менее, это не означает, что любым другим фотоаппаратом нельзя сделать отличный снимок, нет! Просто функционал зеркальной камеры шире.
Выбор пал на зеркальный аппарат проверенной за два года марки — Olympus. Камера этого производителя, новинка E-500 (не путать с поздними моделями E-510 и E-520, у которых сменился дизайн и функционал), стала моей первой зеркалкой.
Это была первая в мире модель цифровой зеркальной фотокамеры, в которую инженеры компании встроили ультразвуковой фильтр, очищавший матрицу от пыли.
E-500 прошел со мной два года и за это время ни разу не подвёл меня ни в чём, ни в качестве снимков, ни в стабильности питания, ни в надежности конструкции! Мой аппарат падал на пол, лежал на песке и камнях, в снегу, испытал жару, влагу и мороз (ниже минус 20 град. я его не использовал, жалел). Поистине, инженеры компании Olympus — специалисты в своем деле!
Сегодня я по-прежнему отдаю предпочтение этому производителю электроники, используя для своих работ один из аппаратов Olympus линейки E-Volt — фотокамеру E-30.
Взяв однажды в руки фотоаппарат, стараюсь не выпускать его никогда. Снимаю много, накапливаю опыт и фотоснимки для истории. В работах для съёмки использую несколько объективов с качественными низкодисперсными линзами — Zuiko Digital ED (1:2.8-3.5 f=14-54 mm II и 1:4.0-5.6 f=40-150 mm), а также раритетный портретник OM-SYSTEM F.ZUIKO AUTO-S (1:1.8 f=50mm).
Периодически просматривая новинки выпускаемой фототехники, часто жалею о том, что Красногорский механический завод, выпускавший мануальные и затем, в конце 1990-х годов, полуавтоматические фотокамеры «Зенит», прекратил свои разработки в области цифровой фототехники. А ведь в их проектах были цифровые фотоаппараты, в том числе профессиональные, с полноразмерной матрицей. Почему жаль? Да потому, что до сих пор российские и зарубежные фотографы скупают на интернет-аукционах объективы, которые выпускались КМЗ им. С.А. Зверева и ставились на отечественные «Зениты» и «Киевы». Советские объективы и сегодня используются с профессиональными зеркалками (через переходники) с тем, чтобы достичь непревзойдённой красоты рисунка. Увы, но советской промышленности уже нет…
На вопрос по теме, профессиональный ли я фотограф, обычно отшучиваюсь. Не являясь действительным членом никаких сообществ и академиком различных академий фото искусства, я ни разу не участвовал в фотовыставках и не проходил курсов обучения в фотошколах. Среди моих работ нет всемирно известных личностей, а в бумажнике нет визиток шеф-редакторов глянцевых журналов.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (изд. 1949-1997 гг.) следующим образом трактует понятие «фотограф»: «Фотограф, -а, муж. Специалист по фотографии. Фотограф-портретист. Фотограф-анималист. Фотограф-любитель».
Большой толковый словарь русского языка С.А. Кузнецова дает схожее определение: «Фотограф -а; м. Специалист по фотографии; тот, кто занимается фотографией. Фотограф-портретист. Фотограф-анималист. Фотограф-профессионал. Фотограф-любитель. Снимок сделан прекрасным фотографом».
Фотография — это искусство, результат которого напрямую зависит от умения и навыков фотографа, его личных предпочтений и вкуса, его стиля. Что, между прочим, характерно для любого вида искусства. Считая, что мои работы и опыт предстоит оценивать зрителю, я стараюсь сделать съёмку качественно. Всегда.