10 февраля в России традиционно отмечается День дипломатического работника. Этот профессиональный праздник, установленный указом Президента Российской Федерации в 2002 году, свидетельствует о высоком общественном признании профессии дипломата, о важности внешней политики как одной из ключевых составляющих российской государственности.
Выбор даты не случаен. Именно на этот день 1549 г. приходится наиболее раннее упоминание о Посольском приказе — первой в истории нашей страны государственной структуре, призванной заниматься иностранными делами. Создание этого учреждения — этапная веха в формировании российской внешнеполитической службы, но ее возраст, разумеется, значительно старше.
Истоки древнерусской дипломатии восходят к временам антов — объединению славянских племен, которые уже в VI-VII вв. вели переговоры со своими соседями по территориальным вопросам, практиковали посольские обмены, заключали договоры, соглашения. Имеются сведения и о дипломатических соглашениях племен руссов с греками в VIII — первой трети IX вв.
Древнерусское государство с IX века выступало активным участником международных отношений в Европе. Знаковыми были посольство в Константинополь в 838 г., впервые представившее Русь при дворе византийского императора как самостоятельное государство, а также посольство в столицу франкского государства Ингельгейм в 839 г. Широкое международное признание древнерусское государство получило, заключив договор «О мире и любви» с Византийской империей в 860 году. На исходе IX века Русь имела подобные договоры также с варягами и с уграми. Ее международные связи значительно расширились и окрепли в следующем столетии.
С конца XV в., освободившись от ордынского ига, русское государство со столицей в Москве проводит все более активную международную политику. Московские князья поддерживали регулярные сношения с двумя десятками иностранных государств на Западе и Востоке. Среди достижений русской дипломатии — получение от Константинополя права на самостоятельное поставление митрополита всея Руси (в 1448 г. им стал митрополит Иона). Грамота Великого князя Василия константинопольскому патриарху, в которой указывалось на необходимость такого решения, является образцом дипломатического документа.
Для решения важных задач, стоявших перед русским государством, потребовалось создание внешнеполитического ведомства — Посольского приказа. Его возглавил образованнейший человек того времени — думный дьяк И.М.Висковатый. Структура и функции этого учреждения приобрели законченные формы к 50-70 гг. XVII в.
Особое место в истории внешней политики России занимают петровская и екатерининская эпохи. Победа в Северной войне, принятие Петром I императорского титула в 1721 г. ознаменовали принципиальные перемены в международном положении нашей страны. Ее утверждение в качестве великой державы сопровождалось созданием постоянных дипломатических миссий в ведущих государствах мира. Посольский приказ в 1718 — 1720 гг. был преобразован в Коллегию иностранных дел. Ее первым президентом стал граф Г.И.Головкин.
В эпоху правления Екатерины II выдающиеся победы русской армии были подкреплены заметными успехами дипломатов. Военные и дипломатические усилия России были сфокусированы на расширении позиций в Причерноморье, присоединении Крыма, обеспечении свободы мореплавания в Черном море, завершении процесса воссоединения с Россией Юго-Западной и Западной Руси, защите славянских народов на Балканах, продвижении на Кавказ и в Закавказье.
Весомое воздействие России на развитие международных отношений сопровождалось укреплением внешнеполитического аппарата, установлением постоянных сношений с большей частью европейских государств, модернизацией управления ведомством иностранных дел. 20 (8) сентября 1802 г. Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел (Коллегия упразднена в 1832 г.) Его главой стало второе после императора лицо в государстве — министр иностранных дел в чине канцлера. Первым вступил в эту должность граф А.Р.Воронцов. Чиновникам стали присваиваться дипломатические ранги в соответствии с классификацией, установленной Венским конгрессом в 1815 г. В 1846 г. было принято положение о МИД, определившее его структуру и функции.
В результате Крымской войны (1853 — 1856 гг.) международное положение России серьезно осложнилось. В этот непростой период министерство возглавил выдающийся дипломат и государственный деятель А.М.Горчаков. Вошла в историю его фраза из циркуляра 1856 г., излагавшего основы национальной внешней политики: «Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается», В 1870 г, Горчаков объявил, что Россия более не считает себя связанной условиями Парижского мирного договора, ограничивавшими ее суверенные права.
К 1913 г. была сформирована разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Если в 1758 г. существовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. — 102, в 1897 г. — 147, в 1903 г. — 173, то к началу Первой мировой войны Россия имела более 200 представительств за рубежом и поддерживала дипломатические отношения с 47 странами.
После Октябрьской революции 1917 г. начался новый этап в истории отечественной внешней политики. 26 октября (8 ноября) был образован Народный комиссариат по иностранным делам (первоначально возглавил Л.Д.Троцкий). Работать с советской властью согласилась лишь незначительная часть сотрудников МИД Российской Империи, и министерство было преобразовано в Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД). В 1923 г. было одобрено «Положение о НКИД СССР».
В 1920-1930-е гг. НКИД под руководством Г.В.Чичерина и М.М.Литвинова решал непростые задачи, связанные с выводом Советской России из внешнеполитической изоляции. В 1930-е гг. в условиях образования очага войны в центре Европы и нарастания военной опасности на Дальнем Востоке советская дипломатия выступала за создание системы коллективной безопасности.
В 1939 г. НКИД возглавил В.М.Молотов (занимал должность главы внешнеполитического ведомства до 1949 г., а затем — в 1953-1956 гг.). Кадровые бреши, образовавшиеся в коллективе наркомата в результате репрессий, заполнялись за счет партийно-комсомольского актива различных отраслей народного хозяйства (т.н. «молотовский призыв»). Для подготовки дипломатических кадров в 1939 г. была учреждена Высшая дипломатическая школа (ныне — Дипломатическая академия МИД России), а в 1944 г. создан МГИМО (ныне — Университет). В 1941 и 1943 гг. для сотрудников НКИД были введены дипломатические ранги и утверждена дипломатическая форма (отменена в 1954 г.). В марте 1946 года НКИД был переименован в Министерство иностранных дел.
В годы Великой Отечественной войны советская дипломатическая служба способствовала обеспечению наиболее благоприятных внешнеполитических условий для разгрома врага, договорного закрепления итогов войны, послевоенного мироустройства. Признанием заслуг советской дипломатии стало награждение работников НКИД орденами и медалями. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 ноября 1945 г. 10 человек были награждены орденом Ленина, 21 — орденом Отечественной войны 1-й степени, 19 — орденом Отечественной войны 2-й степени, 83 — орденом Трудового Красного знамени.
Решающий вклад нашей страны в разгром фашистской Германии и ее союзников способствовал укреплению международного престижа СССР. Значительно возросло количество стран, с которыми Советский Союз установил дипломатические отношения — с 28 в 1941 г. до 41 в мае 1945 г.
Приоритетными направлениями деятельности МИД СССР в послевоенный период стали борьба за мир, разрядку международной напряженности и разоружение. СССР многое сделал для упрочения авторитета ООН, политико- правового обеспечения деколонизации, урегулирования региональных конфликтов. Советская дипломатия под руководством А.А.Громыко (занимал пост министра иностранных дел в 1957-1985 гг.) содействовала общеевропейскому процессу, важной вехой в развитии которого стало подписание в 1975 г. Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Были достигнуты важнейшие договоренности в области ограничения гонки вооружений и разоружения.
В «перестроечное время» были проведены структурные изменения центрального аппарата министерства, существенно обновлен его руководящий состав и посольский корпус. В 1991 г. было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешних сношений (МВС) СССР с передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей.
После распада Советского Союза МВС прекратило свое существование. Его правопреемником стало Министерство иностранных дел Российской Федерации.
На современном этапе основы внешнеполитической стратегии России определяются «Концепцией внешней политики Российской Федерации» (обновленная редакция утверждена в феврале 2013 г.). Ключевые принципы российской внешней политики остаются неизменными — открытость, предсказуемость, прагматизм, нацеленность на отстаивание национальных интересов.
Организационная структура Министерства и его функции определяются утвержденным Указом Президента Российской Федерации №865 от 11 июля 2004 г. Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (с внесенными изменениями в соответствии с указами Президента Российской Федерации № 1315 от 6 сентября 2008 г., № 940 от 21 декабря 2013г. и др.).
2015 г. был ознаменован 70-летним юбилеем Победы в Великой Отечественной войне. В 2016 г. нам предстоит отметить такие памятные даты, как 75-летие со дня начала войны; 75-летие проведения Московской международной конференции; 70-летие начала работы Токийского международного трибунала и завершения работы Нюрнбергского трибунала. Очевидна важность дальнейших усилий по противодействию попыткам извратить и пересмотреть историю и итоги войны, умалить роль нашей страны в достижении Победы и послевоенном урегулировании, обелить и героизировать нацистов и их пособников.
Современная Россия сделала выбор в пользу внешней политики, ориентированной прежде всего на реализацию национальных интересов. Это придает ей черты исторической преемственности. Внешняя политика в том виде, в каком она сформировалась к началу 21 века, представляет собой сплав наследия Российской империи, Советского Союза и, конечно, тех новых подходов, которые были обусловлены коренными изменениями в последнее десятилетие.
Уникальное геополитическое положение нашей страны предопределило необычайно широкий спектр ее внешнеполитических интересов. Россия ни при каких обстоятельствах не могла позволить себе проводить пассивную или изоляционистскую внешнюю политику. Именно поэтому интересы страны заставляют её играть не просто активную, но и во многом системообразующую роль в международных делах.