Спустя четыре дня после крушения малайзийского авиалайнера опрошенные эксперты видят только две основные версии катастрофы: неосторожное обращение с ЗРК «Бук» и преднамеренная атака истребителя Су-27. По их мнению, без проведения экспертизы обломков говорить более определенно пока нельзя.
В четверг вечером в Донецкой области потерпел крушение Boeing 777 компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс Амстердам — Куала-Лумпур, на борту которого находились 298 человек. Выживших в авиакатастрофе нет. Киевские власти обвинили в авиакатастрофе ополченцев, в ответ те заявили, что не располагают средствами, которые могли бы сбить самолет на такой высоте.
С земли или с воздуха?
«Слишком много неопределенностей. По сути, он мог быть сбит и тем, и тем. Важно одно: если в случае сбития этого самолета силами ПВО можно предположить случайность, то в случае сбития этого самолета истребителем ни о какой случайности речи быть не может — это преднамеренный теракт со стороны какого-то государства», — сказал РИА Новости президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков.
Эксперт предположил, что, учитывая тот факт, что на маршруте этого Boeing был надежный контроль воздушного пространства, в том числе американскими средствами, что если бы там появился российский истребитель — об этом моментально бы было сообщено и это легко было бы доказать.
«По моему мнению, украинцы сбили этот самолет «Буком» непреднамеренно, просто отрабатывали по нему систему ПВО. Хотя исключить истребитель я тоже не могу, это тоже вполне возможный вариант. Соотношение где-то 70 на 30, где 70 за «Бук» и 30 за истребитель», — считает собеседник агентства.
Мгновенная смерть
Такого же мнения о причинах крушения Boeing придерживается главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Основные версии на сегодня — уничтожение малайзийского Boeing либо ЗРК «Бук», либо управляемой ракетой класса «воздух-воздух» с истребителя», — сказал он.
По словам эксперта, эти версии взяты за основу ввиду мгновенного развития катастрофы. «Экипаж не успел передать сигнал бедствия или оповестить наземные диспетчерские службы об атаке. Значит, был именно взрыв ракеты, это привело к мгновенному разрушению фюзеляжа и гибели пассажиров и экипажа из-за взрывной декомпрессии», — пояснил он.
С учетом данных, что маршрут Boeing проходил через несколько зон ПВО, где были развернуты соответствующие украинские комплексы, полагает Коротченко, «пуск мог быть произведен именно ими».
Он также обратил внимание на слова свидетелей катастрофы, которые утверждают, что после крушения Boeing на том же эшелоне продолжал маневры неизвестный самолет, предположительно украинский истребитель Су-27.
«Очевидно, это должно быть расследовано в качестве одной из рабочих версий случившегося», — подчеркнул эксперт.
Выводы делать рано
Экс-начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский считает, что останавливаться на какой-либо из двух версий гибели Boeing пока преждевременно: нужна экспертиза обломков.
«Без изучения обломков компетентными экспертами ответить на этот вопрос невозможно», — сказал он.
Правительство Украины пригласило принять участие в расследовании представителей властей Малайзии и Нидерландов, Еврокомиссии, компании Boeing, ICAO (Международная организация гражданской авиации), Eurocontrol и NTSB.
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и полицейская служба Европейского союза (Европол) также направят своих сотрудников к месту крушения авиалайнера.