Всё складывается из мелочей. Из начищенной до блеска обуви, из ниток с иголками или носового платка в кармане военнослужащего… Нам только кажется, что в отличие от завораживающей красоты лакированных паркетов Кремля или витражей из муранского стекла во дворцах коррумпированных федеральных министров, эти несущественные на первый взгляд мелочи — идеально отточенные строевые приёмы с оружием или в составе подразделения, личная выправка каждого военнослужащего, не смогут повлиять на общий исход любой военной операции.

Тяжелый авианесущий крейсер эффектно смотрится на фотоснимках. Его массивная громада всем своим видом даёт понять: «В море главный я!» Однако когда речь заходит о единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов», боевые возможности авианосца сразу ограничиваются. Красивая картинка, не более того. Недаром старая русская пословица гласит: «Красив в строю – силен в бою!»

Боевая готовность строится на моральной готовности отдельных военнослужащих к выполнению поставленных перед подразделениями задач и на технической исправности военной и боевой техники. Но складывается она именно из таких мелочей, в основе которых — самодисциплина. Там, где стройный и подтянутый командир — там и успех. И напротив, расхлябанный офицерский состав приведёт к провалу.

Я не собираюсь обсуждать здесь состав российской авианосной ударной группы, действующей сейчас у берегов Сирийской Арабской Республики. Более того, я не хочу поднимать тему моральной и физической усталости матчасти корабля — сегодня и вчера это не сделал только ленивый. Отмечу только, что последние годы своей «службы» крейсер постоянно находился в ремонте. Точнее, не заладился боевой путь «Кузи» с первых дней его существования.

12 ноября 2016 года в составе авианосной группы «Адмирал Кузнецов» приступил к манёврам в восточной части Средиземного моря у берегов Сирии. В боевой поход против террористов ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра авианосец с миру по нитке собрал восемь Су-33, несколько экспериментальных МиГ-29К (предназначенных для ВВС Индии), несколько вертолётов, а также все корабли, способные в сопровождении буксира идти вслед за ним через океан.

Говорят, что всё меняется со временем, и поэтому в одну реку нельзя войти дважды. Но скорее всего эта пословица не работает когда речь заходит о служителях Посейдона.

Одиннадцать лет назад, когда единственный российский авианосец был в боевом походе в Северной Атлантике, на нём произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул, второй благодаря мастерству пилота удержался на палубе. Причиной обеих аварий стал обрыв троса аэрофинишёра.

Вчера «Кузнецов» снова потерял истребитель. Уже второй (!) за месяц. 3 декабря из-за неисправности аэрофинишера упал Су-33. А немногим ранее, 14 ноября упал МиГ-29. И тоже из-за аэрофинишера.

Что случилось в открытом море, какой рок преследует наш флот в лице «Кузнецова»? Не боевики террористических группировок и не флот НАТО. Он сам. Словно осознавая, что авианосец не нужен России в нынешнем своём облике, ангел-хранитель корабля подсказывает: «Пора на покой!»

26-летний «Адмирал» рад бы выйти на пенсию, но природа наших Вооружённых Сил устроена так, что ресурс военной техники постоянно продляется несмотря на все чрезвычайные происшествия и отказы оборудования. Вышел срок? Не беда — приехала комиссия, попила водки, поставила подписи — срок эксплуатации вооружения продлили… Порвался аэрофинишер — и бог с ним! Некачественные тросы — и ладно!

Халатное попустительство преступных отцов-командиров толкает российский Военно-морской флот на те же «грабли», где он побывал 5 лет назад. А сам авианосец, словно спасательный камень, тянет за собой на дно океана не только миллиарды бюджетных рублей, но честь и славу Российского флота.

Отвечая на вопросы журналистов о том, как сильно ударил по репутации ВМФ России второй инцидент с российским самолетом, глава пресс-службы Кремля Дмитрий Песков сказал: «Это очень напряженная, сложная, героическая работа. Именно так это и надо оценивать».

Что же, он абсолютно прав. Это настоящий героизм — ходить в дальние походы по многу месяцев на «железе», срок службы которого — не только технический, но и моральный — вышел ещё 15 лет назад. Ни электричества, ни освещения, ни отопления в каютах… Хорошо ещё, что в поход авианосец отправился в сравнительно тёплое Средиземном море.

С этим позором необходимо разбираться публично, а не в кулуарах тёплых столичных кабинетов.

Происшествия на авианосце возникают так часто, и они настолько предсказуемы, что командование флота вынуждено вместе с крейсером отправлять в поход буксиры, способные в случае поломки оттащить его в ближайший порт. Должностные лица на Северном флоте рады бы списать «Кузю», но денег нет. Ни на новый авианосец, ни на модернизацию старика.

Выдержит ли «Адмирала Кузнецова» свою миссию в Сирии, или поход убьёт его окончательно? Мне кажется, что этот поход «Адмирала Кузнецова» будет последним, после чего крейсер или подарят Сирии, или продадут Египту, или отправят догнивать в доки Северного флота.

Казалось бы, судьба крейсера решена: курорт и пенсия! Ведь на его глубокую модернизацию денег нет. Да и к чему она, если на дворе век нанотехнологий, а во время закупок новейшего высокотехнологичного оборудования и вооружений можно больше, чем при установке новых аэрофинишеров на старый корабль?

Однако следует учесть тот факт, что государственная программа вооружений вплоть до 2030-х годов не предполагает строительство новых авианосцев. Да и нет у нас 350 миллиардов рублей на строительство. Интересно, будут ли сделаны выводы касательно тросов автофинишеров, и привлекут ли к ответственности виновных в том, что дышащий на ладан крейсер пошёл в боевой поход?

Авианосец «Адмирал Кузнецова» в судоремонтном доке

Так что будет «Кузя» и впредь стоять где-нибудь в северном доке суверенных вод, а его экипажу предстоит дальнейшая героическая работа. За выживание. В нечеловеческих условиях.

themajor